Куда пропала «Янтарная комната»…

История человечества хранит в своих закромах много тайн, которые хочется знать, но чем сложнее поиски, тем больше подогревает интерес народа и особенно учёных историков. Не один десяток лет окутано тайной исчезновение янтарной комнаты. Это уникальное чудо, созданное руками человека, является своеобразным символом российско-германских отношений.

Прусский король Фридрих второй распорядился в 1701 году создать в Кенигсберге янтарный кабинет. Работа по изготовлению была поручена мастеру из Дании, Готфриду Вольфраму. Ему помогали два специалиста по янтарю из польского города Гданьска. По расчетам янтарная комната должна была быть примерно около 50 квадратных метров.

И, наконец,  после кропотливой работы, в 1716 году, этот шедевр был подарен будущему императору Петру. Предполагалось, что этот бесценный подарок станет залогом отличного союза между  династиями Гогенцоллернами и Романовыми. Янтарная комната заняла свое достойное место в Зимнем дворце. Но путешествие уникальной комнаты на этом не закончилось. По распоряжению царицы Екатерины, 76 гвардейцев за две недели перенесли подарок в Царское село. Там началась установка и дополнительная реконструкция  комнаты. Этим занялись настоящие специалисты. Известный архитектор Растрелли, резчик Мартелли, а так же пять мастеров из Кенигсберга оформляли и дополняли убранство янтарного кабинета. Были изготовлены рисованные под янтарь панно, зеркальные колонны и мозаика из яшмы. В итоге янтарную комнату украшали: 24 зеркальные колонны, 22 панно, 4 мозаики из яшмы, 12 тюльпанов, 12 роз, 3 раковины с улитками и 180 мелких янтарных украшений. Всё это великолепие дополняли шикарные хрустальные люстры, а так же настенные бра. В таком виде янтарная комната была не только гордостью России, но и без преувеличения могла считаться восьмым чудом света. Любая страна могла только мечтать о таком чуде, но судьба шедевра постигла неприятная участь. 17 сентября 1941 года в 16 00 в царское село вошли непрошеные гости. Гитлеровские войска начали хозяйничать и, конечно, в первую очередь их внимание привлекла Янтарная комната. Немецкие солдаты и офицеры ворвались туда и стали вести себя по варварски. Они штыками выламывали янтарные панели, срывали уникальный паркет и складывали в рюкзаки. Что бы осталось от комнаты, если бы в Царское село не приехали лица, ответственные за «пополнение» военных музеев гитлеровского рейха! Варварство было с таким размахом, что капитан Поенсген и  граф Солмс-Лаубах были вынуждены просить у командования прислать людей для охраны Янтарного кабинета от своих же мародёров. Зондеркоманда  нацистской Германии бережно разобрала уникальные экспонаты и  упаковала в 27 ящиков для дальнейшей транспортировки. Весь груз погрузили на грузовики и вывезли на станцию «Северная». Оттуда на поезде все доставили в Кенигсберг. Янтарную комнату разместили в Королевском замке, после чего стали демонстрировать жителям. На тот момент комната получила негласный статус национальной русской святыни.

Советские войска, 30 января 1945 года окружили Кенигсберг. А в апреле, они вошли в сам город. Тогда же и выяснилось, что «русская святыня» бесследно исчезла. Поиски бесценного янтаря были расширены до таких стран как: Россия, Белоруссия, Австрия, Польша, ФРГ и Чехия, но обнаружить ничего  так и не удалось. В первую очередь исследователи пытались выяснить, каким же образом нацисты смогли вывезти реликвию, а главное, куда спрятать от наступающей армии? Начали появляться десятки версий, начиная с серьезных и заканчивая абсурдными. Сразу после войны имела место версия, что Янтарная комната была уничтожена пожаром при штурме Кенигсберга. По установленным данным позже на месте Королевского замка, были построены жилые дома и от того, что там было ранее ни осталось и следа. В денежном эквиваленте  Янтарная комната оценена более чем в 50 миллионов долларов, но данный экспонат бесценен и все это понимали. Ведь это шедевр искусства мирового класса. Между руководителями Третьего рейха возникла борьба за право обладать такой ценностью. Эриха Коха, который являлся Гауляйтером Польши, не покидало желание самому завладеть  этим экспонатом. Рейхсмаршал Герман Геринг, также хотел получить Янтарную комнату в свою коллекцию. И это не весь перечень потенциальных владельцев. Альфред Розенберг твердо считал, что комната является козырем при переговорах с другими державами. Всемогущий Адольф Гитлер имел свои планы на восьмое чудо света. В крепости Байен, которая находилась неподалеку от Линца, создавался огромный музей специально для фюрера. Всё что появлялось там, было ворованным. Для этих грабежей были назначены люди, которые именно этим занимались. Такой особый штаб возглавлял Карл Хибершток, а так же директор Дрезденской галереи Поссе. Последний из названных гонялся за ценными экспонатами по всей Европе, а первый знал, как их отобрать. Конечно, Янтарная комната не осталась без их внимания. И тут наступил 1945 год, который принес некоторые перемены и из выше названых людей в живых остался только один Кох. Бывший Гауляйтер был выслежен и арестован англичанами в 1952 году, после чего передан польским властям. В 1958 году он был приговорён к пожизненному заключению, которое отбывал в городе Барчев. Поначалу заключённый не соглашался с фактом своего причастия к Янтарной комнате, но все-таки потом начал давать противоречивые показания. Сразу он утверждал, что она осталась в Кенигсберге, потом доказывал, что она осталась в одном из имений Восточной Пруссии. Перед смертью, польский Гауляйтер заявил, что бесценный экспонат был вывезен через Пиллау (теперь Балтийск) в Центральную Германию. По его словам комнату отправили вместе с останками генерал-фельдмаршала П. Гинденбурга и его жены. Генерал-фельдмаршал занимал пост президента Германии с 1925 по 1934 годы. Предположительно вместе с саркофагами была вывезена и Янтарная комната на сухогрузе «Претория».

В 1969 году, поступила новая информация. Янтарная комната, вместе с коллекцией янтаря, принадлежащая Коху, спрятана в шахте «Виттекинд-Б». Горноспасатели из Западной Германии решили проверить данную информацию. Но после того как группа горняков спустилась в шахту, в неё без видимых на то причин хлынула вода, поэтому информацию проверить не удалось.

Имеется еще одна версия исчезновения Янтарного шедевра. Комната находилась на борту корабля «Вильгельм Густлофф», который был сбит в 1945 году подводной лодкой возле Штолпмюнде. Теперь судно покоится на пятидесяти метровой глубине в 20 милях от косы Хель. Польские аквалангисты в 70-ые годы исследовали это место. Осмотрев затонувшее судно, которое разломалось на три куска, они дали свое заключение. Борта лежащего корабля были вскрыты с помощью газовой резки. А главное то, что сделано это совсем недавно. Кому это понадобилось и для чего вопрос остался открытым.

Исследователь Ханс Штадельман предположил, что Янтарная комната могла быть спрятана в одном из тайников архитектурного ансамбля «Гауфорум» в Веймаре. В настоящее время к подвалам и хранилищам данного сооружения доступа нет. Энтузиаст Георг Штайн, посвятил много лет своей жизни поискам Янтарной комнаты. По его мнению, профессор А. Роде по распоряжению гаулейтера Э. Коха отправил находившиеся в Кенигсберге произведения искусства на «объект БШ» (так нацисты называли Вильдхоф — имение Берты фон Шверинг). Ценности доставили туда. Все доставлено было в назначенное место 16 января 1945 года, неподалеку от города Диково. Место это выгодно отличается сложными обширными коммуникациями. В 1945 году по имеющейся информации в подземных переходах прогремел сильнейший взрыв, и если бы не одно обстоятельство, эту версию можно было бы считать необоснованной. Но 29 июня 1987 года Штайн поступил в больницу города Штанберга весь изуродованный и окровавленный. Пострадавший утверждал, что ему вводили наркотики, пытали, но кто это был неизвестно. Причина такого поступка понятна — он знал, где спрятана Янтарная комната. Доктора, лечившие его, сообщили в полицию. После проведенного расследования Штайн уже ранее попадал в больницу со вспоротым животом. Тогда подумали, что он сделал себе харакири, поскольку сошёл с ума. После лечения Штайна выписали из больницы. А уже через три недели в лесу обнаружили его труп. Причиной смерти была резаная рана через весь живот. По мнению полиции, это было самоубийство. Журналисты, побывавшие в квартире Штайна, нашли в его личных вещах странную записку следующего содержания. Я обнаружил новый след пропавшей реликвии, и подошёл почти вплотную к разгадке!

За его смертью последовала смерть полковника штази Пауля Энке, который с 1953 года тоже разыскивал Янтарную комнату. Оба эти человека были хорошо знакомы между собой и всячески поддерживали друг друга в своем общем деле. Отсюда можно сделать вывод, что эти люди действительно нашли разгадку многолетней тайны и кому-то слишком мешали.

В журнале «Техника молодежи» за 1980 год, была опубликована статья. По свидетельству майора в отставке, ветерана Великой Отечественной войны Дмитрия Ефимовича, его танковый взвод в январе 1945 года затопил немецкий обоз, который следовал по льду. По словам одного из пленных, якобы там находился очень ценный груз, вполне вероятно, что это была Янтарная комната. Поиски экспедиции в том квадрате ничего не дали. Эксперты, работавшие на месте затопления, сделали предположение, что кто-то оказался проворнее, а на месте затонувшего обоза уже проводились поиски. К тому же, ни для кого ни являлось секретом, что территория бывшей Восточной Пруссии в послевоенные годы была без контроля. Вполне возможно тогда, в 1945 году потопили не все сани обоза. Более того, в ту зиму, в Вислинском заливе, лед был достаточно прочным из-за сильнейших морозов.

Молодой баварский журналист Морис Филипп Реми, в 1986 году взялся за поиски Янтарной комнаты. Журналист рассказывал, о том, что его русский коллега отдал ему копию  дневника некоего советского офицера  А. Я. Брюсова. Дневник, если его можно так назвать, представлял собой 13 листочков, вырванных из перекидного календаря. По информации в записях было ясно, что в 1945 году Брюсов в сопровождении Альфреда Роде, который был директором художественного музея при нацистах, проводил обследования сгоревшего королевского дворца. Под толстым слоем пепла были обнаружены шарниры от дверей, а так же различные фрагменты Янтарной комнаты. Журналист Реми понял, что реликвию искать бесполезно. Нет никаких шансов найти комнату, так как она сгорела при пожаре. Реми, даже снял документальный фильм «Конец легенды». Фильм транслировался в 1996 году.

А тем временем Совет Министров РСФСР в конце 1970-х годов, распорядился восстановить копию Янтарной комнаты. В 1983 году в России начались восстановительные  работы. Такое ювелирное дело поистине требовало внимания и к 1996-му году работы были выполнены на 40%. Над возрождением уникального экспоната трудились 40 специалистов, а руководил этим процессом Александр Журавлёв. За эти годы федеральный бюджет смог выделить музею 7 миллионов долларов. Деньги на эти нужды поступали нерегулярно.

И наконец, состоялся значительный поворот в истории. 6 сентября 1999 года был подписан договор между министерством культуры Российской Федерации и немецким концерном «Рургаз» о выделении 3,5 миллионов долларов. Все средства предназначались на восстановление Янтарной комнаты.

В конце апреля 2000 года произошло немаловажное событие: министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал фрагмент подлинной Янтарной комнаты —  флорентийскую мозаику «Обоняние и Осязание».  Исполнявший обязанности президента РФ Владимир Владимирович Путин принял два фрагмента вернувшейся реликвии.

В Россию вернулась мозаика  «Обоняние и Осязание», которая была изготовлена в 1787 году по заказу Екатерины. Кроме этого вернулся Янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками. Это убранство представляло немаловажную роль в интерьере комнаты. Немецкие власти конфисковали мозаику в 1997 году у неизвестного нотариуса. Тот в свою очередь объяснил, что ему отдал на временное хранение какой-то немецкий офицер, который участвовал в вывозе Янтарной комнаты из Царского села. Ранее нотариус попытался продать мозаику, но его судили, а право на владение Янтарной панелью передали его дочери. Она отказалась от такого наследства и передала все права на Янтарную панель городу Бремену. В свою очередь власти города передали её законному владельцу. Таким образом, в музее-заповеднике «Царское село» появился второй экземпляр Янтарной панели, который являлся оригиналом. Копию мозаики реставраторы делали из уральского камня, но после сравнения с оригиналом, привезённым из Германии, выявились совершенно незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской Янтарной мастерской сумели повторить работу Флорентийских мозаичников 18 века. Зимой 2002 года начался очередной этап воссоздания Янтарной комнаты. В Екатерининском дворце были установлены две огромные Янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную раму из Янтаря вмонтировали картину из цветных камней «Обоняние и Осязание», которая выполнена в стиле флорентийской мозаики.

Уже к 13 мая 2003 года работы в Екатерининском дворце были завершены и приняты у реставраторов. Экспертный совет, в который входили специалисты  России и Германии, безоговорочно поставили оценку отлично. Высота Янтарной комнаты 7,8 метров. Площадь пола составляет 100 кв. метров. Облицовка трех стен янтарем 86 кв. метров. На восстановление Янтарной комнаты израсходовано 11,35 миллионов долларов, из них 7,85 миллионов из российского бюджета, ну и, конечно, 3,5 миллионов из германской компании «РургазАГ». На всё ушло 6 тон янтаря, камень использовался из калининградского месторождения. Залежи калининградского янтаря составляют 95% мировых запасов. Самый большой камень, использованный для комнаты, весил 1 килограмм, его купили за 1000 долларов у московского коллекционера.

31 мая 2003 года состоялось открытие Янтарной комнаты. Эта дата была выбрана неслучайно, именно в этот день было закрытие торжеств, состоявшихся в честь 300 лития Санкт-Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыл президент России  Владимир Путин, канцлер Германии Герхард Шредер. Также присутствовали все участники Европейского саммита, они прибыли к юбилею города. А уже с 3 июня этого же года Екатерининский дворец открыл свои двери для всех посетителей.

Эпилог: У всякого светлого будущего есть своё тёмное прошлое…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *