Научите город «говорить»! (и облегчите жизнь незрячим)
Запуск в Ростове-на-Дону системы «Говорящий город», позволяющей незрячим точно ориентироваться на местности,
привлёк внимание лишь местных СМИ. Если коротко, один из автобусных маршрутов теперь оснащён устройствами, сильно облегчающими слабовидящим и слепым пассажирам процедуру посадки-высадки. Однако под внешней незначительностью скрывается технология, заслуживающая обстоятельного рассказа — и способная радикально изменить жизнь тем, кто лишён важнейшего из органов чувств…
Как слепые ориентируются в городе? Им приходится тяжелее, чем думают многие зрячие. Читая воспоминания
таких людей, обнаруживаешь много удивительного. Вы знали, например, что человек, обделённый зрением, умеет буквально различать здания на слух? Или что
держаться прямой линии при ходьбе для него так же трудно, как для зрячего, заблудившегося в лесу или пустыне?
Хорошо, если в кармане навигатор: с ним легче преодолевать большие незнакомые пространства. Но навигатор имеет ограниченную точность, да и в помещениях
бесполезен. Лучше, если есть собака-поводырь, которая не только знает местность и особые команды, но и способна перевести через проезжую часть или посадить
в автобус. Но и с собакой не везде пройдёшь. Так что чаще всего в распоряжении слепого человека только белая трость, которая сама по себе ничего не умеет.
И всякая ситуация, где приходится иметь дело с движущимися объектами, становится стрессовой: мелкие задачи, которые мы легко решаем за счёт зрения, для
слепого представляют подчас непреодолимую преграду!
Вот почему люди с белой тростью, например, часто застывают на светофоре: пытаются на слух определить, когда можно будет пойти. Или, словно дети, спрашивают
глупости («Это автобус подошёл или троллейбус?») и просят помощи при посадке в общественный транспорт. Попробуйте представить, сколько мелочей вдруг встанут на вашем пути, если «выключить» глаза!
Принимая на веру неофициальную оценку численности российских инвалидов по зрению в один миллион человек, кажется поразительным, необъяснимым, что города
наши до сих пор почти никак слепым жизнь не облегчают! Тут, конечно, кто-то возразит, что есть же ведь специальные ребристые дорожки, помогающие незрячим
держаться прямой, равно и светофоры, дублирующие цвет звуковым сигналом, тоже стали привычными.
Что ж, всё так, но я вновь и всерьёз предлагаю вам этот простой эксперимент: закройте глаза и попытайтесь прогуляться пусть даже по хорошо знакомому вам
маршруту таким вот образом! Спецдорожки (которыми у нас, в отличие, например, от Японии, принято покрывать лишь незначительные площади — вроде станций
метро и подземных переходов) и звучащие светофоры вам, конечно, помогут, но лишь в редких ситуациях. В остальное же время, вы будете предоставлены сами
себе — и вот уж тогда, что называется, помоги вам бог!
Именно здесь самое время вспомнить про «Говорящий город
». Это разработка питерской компании «Спецтехноприбор». Десятилетие назад всё начиналось с «умного» светофора, который помогал бы слепым переходить дорогу,
но не мешал спать жителям близлежащих домов. За это время он вырос в нечто гораздо большее — в том числе благодаря тесному контакту с целевой аудиторией:
Всероссийским обществом слепых.
Давайте вернёмся к нашему эксперименту с походом по городу с закрытыми глазами — и добавим в него новую деталь: компактный, величиной с ладонь, радиопередатчик, вещающий на расстояние всего в 15 метров. Устанавливаться он может на любой объект городской инфраструктуры, но в первую очередь, конечно, на те из них, которые каким-либо образом могут быть полезны, либо опасны для людей, лишённых зрения. Соответственно и передавать в эфир такой передатчик должен ключевую информацию о том объекте, на котором установлен.
Скажем, установленный на остановке общественного транспорта, он будет «рассказывать» о том, как остановка называется, какие маршруты здесь можно застать, в каком направлении происходит движение, с каким интервалом и даже (если есть техническая возможность) сколько ждать конкретный маршрут. А установленный
на автобусе — сообщать информацию о данном конкретном транспортном средстве: номер маршрута, направление следования. Можно ставить его и на светофорах
(тогда он оповестит, какую улицу предстоит пересечь), на зданиях («Поликлиника такая-то!») и даже внутри них. Определить список приоритетных объектов поможет местное отделение общества слепых.
Без помощи специального оборудования такие сигналы, естественно, не слышны. Но теперь добавим ещё одно устройство: портативный приёмник «Ориентир», умещающийся в нагрудном кармане. Пока вы идёте по городу, он ловит и озвучивает сообщения всех передатчиков, оказавшихся поблизости. А самое интересное начинается при приближении к нужному вам объекту!
Между приёмником и передатчиком возможна обратная связь: нажатием кнопки на приёмнике, вы активируете звуковой сигнал на передатчике. Сигнал самый обыкновенный, воспроизводимый громко и слышимый всем, но и звучащий лишь несколько секунд. Ориентируясь на него, словно на маяк, вы легко и очень точно сможете проложить путь через последние метры: например, найти дверь и пройти в неё, вне зависимости от того, идёт ли речь о транспортном средстве, входе в здание или даже конкретном кабинете (есть уже и такие примеры).
Именно так и работает «Говорящий город» — и радикально меняет качество жизни незрячих людей! От опасных перемещений по незнакомому пространству, где регулярно приходится рисковать жизнью (автомобилисты непредсказуемы: на это жалуются не только российские инвалиды по зрению) или просить помощи у окружающих, слепой человек приходит к возможности самостоятельной полноценной ориентации. Нужно лишь чтобы конкретный город, где система начала развёртываться, поддержал инициативу и помог оснастить передатчиками как можно больше объектов. Очевидно, что чем полнее их список, тем эффективней система в целом.
«Говорящий город» способен помочь не только незрячим.
Нужно признать, «Говорящему городу» повезло: проект нашёл отклик у государства — и к Паралимпиаде в Сочи передатчиками были оснащены сотни автобусов, остановок, переходов. Впечатляет и масштаб реализации в Санкт-Петербурге, где соответствующим образом оборудованы свыше 2 тысяч пешеходных светофоров.
Есть менее масштабные примеры в других городах России и ближнего зарубежья, в том числе упоминавшийся выше Ростов-на-Дону. Самое важное, что разработчикам удаётся сохранять рабочий контакт с сообществом инвалидов по зрению — и даваемая слепыми оценка их работы неизменно высока.
Лично я попенял бы только на исполнение приёмника в виде самостоятельно производимого устройства. Это сравнительно дорого (почти 10 тысяч рублей стоит
«Ориентир» в рознице, да ещё и не сразу купишь) и наверняка вызовет проблемы в будущем, когда придётся расширять протокол взаимодействия между приёмником и передатчиком, а может быть и пустить в проект партнёров (которые пожелают, например, производить совместимые продукты). Разумней было бы выполнить «Ориентир» в форме мобильного приложения, работающего на любом смартфоне и использующего Bluetooth или Wi-Fi под радиообмен. Впрочем, это лишь фантазии, тогда как «Говорящий город» уже реально помогает людям.
привлёк внимание лишь местных СМИ. Если коротко, один из автобусных маршрутов теперь оснащён устройствами, сильно облегчающими слабовидящим и слепым пассажирам процедуру посадки-высадки. Однако под внешней незначительностью скрывается технология, заслуживающая обстоятельного рассказа — и способная радикально изменить жизнь тем, кто лишён важнейшего из органов чувств…
Как слепые ориентируются в городе? Им приходится тяжелее, чем думают многие зрячие. Читая воспоминания
таких людей, обнаруживаешь много удивительного. Вы знали, например, что человек, обделённый зрением, умеет буквально различать здания на слух? Или что
держаться прямой линии при ходьбе для него так же трудно, как для зрячего, заблудившегося в лесу или пустыне?
Хорошо, если в кармане навигатор: с ним легче преодолевать большие незнакомые пространства. Но навигатор имеет ограниченную точность, да и в помещениях
бесполезен. Лучше, если есть собака-поводырь, которая не только знает местность и особые команды, но и способна перевести через проезжую часть или посадить
в автобус. Но и с собакой не везде пройдёшь. Так что чаще всего в распоряжении слепого человека только белая трость, которая сама по себе ничего не умеет.
И всякая ситуация, где приходится иметь дело с движущимися объектами, становится стрессовой: мелкие задачи, которые мы легко решаем за счёт зрения, для
слепого представляют подчас непреодолимую преграду!
Вот почему люди с белой тростью, например, часто застывают на светофоре: пытаются на слух определить, когда можно будет пойти. Или, словно дети, спрашивают
глупости («Это автобус подошёл или троллейбус?») и просят помощи при посадке в общественный транспорт. Попробуйте представить, сколько мелочей вдруг встанут на вашем пути, если «выключить» глаза!
Принимая на веру неофициальную оценку численности российских инвалидов по зрению в один миллион человек, кажется поразительным, необъяснимым, что города
наши до сих пор почти никак слепым жизнь не облегчают! Тут, конечно, кто-то возразит, что есть же ведь специальные ребристые дорожки, помогающие незрячим
держаться прямой, равно и светофоры, дублирующие цвет звуковым сигналом, тоже стали привычными.
Что ж, всё так, но я вновь и всерьёз предлагаю вам этот простой эксперимент: закройте глаза и попытайтесь прогуляться пусть даже по хорошо знакомому вам
маршруту таким вот образом! Спецдорожки (которыми у нас, в отличие, например, от Японии, принято покрывать лишь незначительные площади — вроде станций
метро и подземных переходов) и звучащие светофоры вам, конечно, помогут, но лишь в редких ситуациях. В остальное же время, вы будете предоставлены сами
себе — и вот уж тогда, что называется, помоги вам бог!
Именно здесь самое время вспомнить про «Говорящий город
». Это разработка питерской компании «Спецтехноприбор». Десятилетие назад всё начиналось с «умного» светофора, который помогал бы слепым переходить дорогу,
но не мешал спать жителям близлежащих домов. За это время он вырос в нечто гораздо большее — в том числе благодаря тесному контакту с целевой аудиторией:
Всероссийским обществом слепых.
Давайте вернёмся к нашему эксперименту с походом по городу с закрытыми глазами — и добавим в него новую деталь: компактный, величиной с ладонь, радиопередатчик, вещающий на расстояние всего в 15 метров. Устанавливаться он может на любой объект городской инфраструктуры, но в первую очередь, конечно, на те из них, которые каким-либо образом могут быть полезны, либо опасны для людей, лишённых зрения. Соответственно и передавать в эфир такой передатчик должен ключевую информацию о том объекте, на котором установлен.
Скажем, установленный на остановке общественного транспорта, он будет «рассказывать» о том, как остановка называется, какие маршруты здесь можно застать, в каком направлении происходит движение, с каким интервалом и даже (если есть техническая возможность) сколько ждать конкретный маршрут. А установленный
на автобусе — сообщать информацию о данном конкретном транспортном средстве: номер маршрута, направление следования. Можно ставить его и на светофорах
(тогда он оповестит, какую улицу предстоит пересечь), на зданиях («Поликлиника такая-то!») и даже внутри них. Определить список приоритетных объектов поможет местное отделение общества слепых.
Без помощи специального оборудования такие сигналы, естественно, не слышны. Но теперь добавим ещё одно устройство: портативный приёмник «Ориентир», умещающийся в нагрудном кармане. Пока вы идёте по городу, он ловит и озвучивает сообщения всех передатчиков, оказавшихся поблизости. А самое интересное начинается при приближении к нужному вам объекту!
Между приёмником и передатчиком возможна обратная связь: нажатием кнопки на приёмнике, вы активируете звуковой сигнал на передатчике. Сигнал самый обыкновенный, воспроизводимый громко и слышимый всем, но и звучащий лишь несколько секунд. Ориентируясь на него, словно на маяк, вы легко и очень точно сможете проложить путь через последние метры: например, найти дверь и пройти в неё, вне зависимости от того, идёт ли речь о транспортном средстве, входе в здание или даже конкретном кабинете (есть уже и такие примеры).
Именно так и работает «Говорящий город» — и радикально меняет качество жизни незрячих людей! От опасных перемещений по незнакомому пространству, где регулярно приходится рисковать жизнью (автомобилисты непредсказуемы: на это жалуются не только российские инвалиды по зрению) или просить помощи у окружающих, слепой человек приходит к возможности самостоятельной полноценной ориентации. Нужно лишь чтобы конкретный город, где система начала развёртываться, поддержал инициативу и помог оснастить передатчиками как можно больше объектов. Очевидно, что чем полнее их список, тем эффективней система в целом.
«Говорящий город» способен помочь не только незрячим.
Нужно признать, «Говорящему городу» повезло: проект нашёл отклик у государства — и к Паралимпиаде в Сочи передатчиками были оснащены сотни автобусов, остановок, переходов. Впечатляет и масштаб реализации в Санкт-Петербурге, где соответствующим образом оборудованы свыше 2 тысяч пешеходных светофоров.
Есть менее масштабные примеры в других городах России и ближнего зарубежья, в том числе упоминавшийся выше Ростов-на-Дону. Самое важное, что разработчикам удаётся сохранять рабочий контакт с сообществом инвалидов по зрению — и даваемая слепыми оценка их работы неизменно высока.
Лично я попенял бы только на исполнение приёмника в виде самостоятельно производимого устройства. Это сравнительно дорого (почти 10 тысяч рублей стоит
«Ориентир» в рознице, да ещё и не сразу купишь) и наверняка вызовет проблемы в будущем, когда придётся расширять протокол взаимодействия между приёмником и передатчиком, а может быть и пустить в проект партнёров (которые пожелают, например, производить совместимые продукты). Разумней было бы выполнить «Ориентир» в форме мобильного приложения, работающего на любом смартфоне и использующего Bluetooth или Wi-Fi под радиообмен. Впрочем, это лишь фантазии, тогда как «Говорящий город» уже реально помогает людям.
Евгений Золотов
ГосВопрос