О Ксении Петербуржской
За все существование человечества мировая история оставила нам много тайн, загадок, значительных событий и имена известных людей. И русская история оставила нам некоторые имена – память о них, любовь и вера не умрет еще сотни лет. Заслужить к себе могут только поистине святые люди, которые своими поступками показали истинную веру в Бога и помощь людям. Своё начало эта история берёт еще в первой половине восемнадцатого века. На тот момент управляла государством Елизавета Петровна. Окраин Петербурга тогда еще не было, они существовали только на плане, утверждённом Петром Алексеевичем. В те времена никто не утруждал себя придумывать названия улиц, поэтому для упрощения улицам давали номер. Известным остается тот факт, что нынешняя Лахтинская улица значилась одиннадцатой линией и была совершенно пустой. Линия была разбита на аккуратные участки, которые предназначались для застройки домов для военнослужащих. Одиннадцатая рота Капорского полка заселялись именно здесь, так как в то время военнослужащим срочной службы разрешалось иметь свой дом и семью.
До сих пор историки спорят, что где-то тут, между пятнадцатым и семнадцатым домом, а возможно на углу улицы Лахтинской и Большого проспекта стоял дом. На небольшом участке находился кров полковника Андрея Федоровича Петрова. Кроме своей основной службы, он также был певчим в придворном хоре. По тем временам ничего удивительного в этом не было. В момент правления веселой императрицы Елизаветы, карьерный рост для певчего был обычным делом. Один из ярких примеров — судьба графа Разумовского, который из свинопаса стал певчим, а затем попал в высший свет.
Жил полковник Петров здесь с молодой женой Ксенией. В их семье всегда царила любовь, мир и согласие, настолько молодые ладили, что соседи не могли скрыть свою зависть. Счастье это длилось всего три года, так как этой семье была уготована другая судьба. Внезапная смерть Андрея Федоровича была тяжелым ударом для его жены, но это не последнее испытание, которое предстояло пройти молодой Ксении. Смерть в молодом возрасте, это всегда ужасно, а особенно то, что Андрей Федорович не успел даже принять последнего покаяния и получить последнее прощение. После случившегося ходили разные слухи, что он сгорел от вина, тогда при царском дворе это было не редкость, особенно среди артистов. Также шептались, что он сам наложил на себя руки, что вообще выходило за рамки дозволенного и считалось неискупимым грехом.
Смерть любимого мужа настолько потрясла двадцатишестилетнюю вдову, что родные и соседи стали опасаться за ее рассудок. Особенно тяжело было осознавать Ксении, как человеку глубоко верующему, что ее муж перешёл в жизнь вечную без должного приготовления. Нередко бывает, когда земное счастье может затмить радость благодатного Богообщения, столь же часто и сильное горе повергает человека в пучину всепоглощающего уныния. Святая Ксения не забывала о Боге ни радости, ни в горе. Она совершила великий подвиг любви к своему супругу: остаток своей жизни посвятила одной единственной цели — Богоугождению. Из всех возможных путей, она избрала наиболее тернистый подвиг юродство Христа ради. Дав такой обет самой себе, она заслужила по праву быть причисленной к лику святых.
Хорошо понимая, что смерть мужа была далека от идеала христианской кончины, святая Ксения решила угождать Господу как бы от лица своего почившего супруга. Именно это послужила поводом для всех, считать ее сумасшедшей.
В день похорон Ксения одела костюм мужа и начала всех уверять, что полковник Андрей Петров вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С того момента она больше никогда не отзывалась на свое имя. Сама себя она называла Андреем Федоровичем и отзывалась только на это имя. Окружающие стали считать, что она лишилась рассудка и вовсе не догадывались, что это было мнимое безумие. Ее подвиг показывает, что означают слова Спасителя. «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть.»
Для одного это может казаться чудачеством, а другому это норма жизни и проявление истинного Христианства. Некоторые люди накапливают материальные ценности и готовы потратить свою жизнь только на это. Другие напротив, стремятся наполнить свою жизнь духовными ценностями.
Всё свое нажитое имущество Ксения раздала нищим, а дом подарила знакомой унтер-офицерской вдове Прасковье Антоновой. Такой необычный подарок, был отдан с одной единственной просьбой. Офицерская вдова должна будет бесплатно пускать ночевать бездомных и нуждающихся в ночлеге людей. Родственником такой расклад событий пришелся не по душе и они подали прошение начальству признать ее безумной и недееспособной. Представители власти, поговорив с Ксенией Петровой, пришли к единому мнению, что она в здравом уме и поэтому может распоряжаться своим имуществом как ей вздумается. А Ксения не обращала внимание на разговоры за ее спиной, одела мундир покойного мужа и отзывалась только на имя Андрей Федорович. Она ходила и говорила, что это Ксения умерла и похоронена, а он Андрей жив и у него здесь на земле еще много дел, которые еще не закончены.
Так начались ее странствия по улицам продолжительностью в 45 лет. Само её имя Ксения в переводе с греческого означает странница. Среди многочисленной толпы того времени в Петербурге часто можно было встретить очень странную женщину. В ее облике можно было заметить какую-то умственную неполноценность. Она всегда была одета в зелёную кофту и красную юбку, или офицерский мундир и в любое время года на ногах ее были заношенные ботинки на босу ногу.
Блаженная Ксения часто приходила к храму святого апостола Матфея. Он же был и Покровской церковью. Она для всех стала изгоем и поэтому ее не щадя гнали с крыльца церкви. Одетая в офицерский мундир, она имела вид нищенки. Тогда действовал приказ Петра Первого и последующих правителей о недопущении нищих в публичные места. В таких местах могли появиться иностранные представители, а сумасшедшие в рваных лохмотьях портили имидж великой державы. Тогда никто не мог предположить, что спустя 45 лет все кардинально изменится по отношению к этой нищенке. Отношение народа было неоднозначное к нищим, бродяжкам, убогим, юродивым. Кто-то мог пожалеть и подать милостыню, или в непогоду впустить переночевать, а кто-то мог обругать, кинуть камнем или комком грязи. Для того чтобы изгою добиться внимания к себе или завоевать авторитет, ему надо сначала стать узнаваемым и привычным для взгляда окружающих. Такого можно добиться хорошими поступками или творить чудеса.
Её уже узнавали на улицах. «Андрей Петров» — шутливо окликали ее прохожие и она охотно отзывалась на своё новое имя. Странного вида женщина, похожая на персонаж из юмористической пьесы, становилась популярной личностью. Странность ее заключалась не только в ее внешности, но и поведением она сильно отличалась от других попрошаек. При всей ее бедности, она никогда ничего не просила для себя. Только после того, как совсем износился ее полковничий мундир, Ксения Блаженная изредка принимала от людей поношенную юбку или кофту, но обязательно зеленого или красного цвета. Таких цветов в одежде Ксения придерживалась до конца жизни, так как мундир покойного мужа был зеленый с красными отворотами и обшлагами.
Ксения Блаженная, или еще Ксения Петербуржская — именно с таким именем она вошла в Христианскую религию. Из денег Ксения Петербуржская принимала только медные копеечки с изображением Георгия Победоносца, — «царя на коне», и то не у каждого могла взять. На кого-то посмотрит и скажет – «я у тебя не возьму, ты людей обижаешь». Брала Ксения обычно не для себя, потому как сразу же раздавала нищим. Скоро жители Петербурга стали замечать, что каждая встреча с этой неприглядной нищенкой к добру. Каждый горожанин старался воспользоваться живым талисманом. И старьевщики, торговцы, сбитенщики старались хотя бы несколько шагов пройти с ней рядом. Лавочники наперебой приглашали ее: «Андрей Федорович, зайди, угостись, не побрезгуй…» А приметы не берутся на пустом месте, люди приметили, что зайдет Ксения в лавку, возьмёт с прилавка баранку, сухарик или орешек, целый день будет торговля удачной. И в этом не было ничего удивительного, лавка отмеченная вниманием Ксении Петербуржской сразу становилась знаменитой. Извозчики, так же приглашали её подвезти, проедет «Андрей Петров» хоть несколько шагов рядом и хороший заработок извозчику обеспечен на целый день. Матери несли Блаженной своих детей. Считалось, что если нищенка приласкает малыша, будет ребенок здоров и счастлив. А уж если зайдет в дом к людям, то будет в семье мир и благополучие.
И тут заинтересовалась необычной бродяжкой и полиция, чего, мол, люди так чтят эту нищенку? Не поленились и решили проследить за ней. Тогда последние деревянные дома Петербуржской, теперь Петроградской стороны заканчивались в районе Чкаловского проспекта, а дальше до самого залива был заболоченный лес. Туда ночами уходила Блаженная Ксения молиться в одиночестве. Однажды полицейский решил проследить за ней. Он вернулся утром в участок чуть живой, продрогший от холода и сырости. И после этого какие уж тут претензии можно предъявить к Блаженной. Но ведь и это не все, чем жертвовала Ксения Блаженная во благо Всевышнего.
Немного спустя появилось у Ксении еще одно ночное занятие. На смоленском кладбище строилась церковь из камня — Троицкий собор. Когда уже было выполнено половину работы, стройка замедлилась, слишком много нужно было сил и времени для доставки стройматериалов наверх, на леса. Как-то однажды утром строители пришли на работу, и каково же было их удивление, когда они увидели, что кто-то здорово им помог. Огромное количество кирпичей было доставлено наверх и аккуратно сложено в стопки для удобной работы. Так продолжалось несколько дней, каменщики заинтересовались и решили выяснить личность бесплатного помощника. Один из рабочих ночью спрятался под тачкой и его интерес был полностью вознагражден. Увидел, как тяжкие заплечные носилки с кирпичами таскала на леса известная всем Ксения Блаженная.
Она отмаливала, отрабатывала грехи любимого мужа, ушедшего без покаяния, без отпущения земных грехов. Ведь сказано, что нет жертвы выше, если кто отдаст душу свою за ближнего своего и многие понимают, что надо отдать жизнь, но сказано-то душу! Отречься от своей души и жить душой любимого. От того-то и отреклась от имени своего Блаженная Ксения и стала Андреем Федоровичем.
Распространялись слухи о сбывшихся предсказаниях юродивой. Как-то накануне рождества она бегала по улицам и все кричала: «пеките блины, скоро вся Россия будет печь блины», хотя до масленицы было очень далеко. Горожане не придавали этому значения, ну что возьмешь с юродивой. И тут вскоре нашлось объяснение такого призыва. Через несколько дней скончалась императрица Елизавета Петровна и, действительно, все в России стали печь поминальные блины.
Необъяснимый случай был уже при Екатерине Великой. Ксения Петербуржская начала плакать, да так, что это перешло в рыдание, которое продолжалось целый день. К ней обратились: «Андрей Фёдорович, ну что случилось? Обидел кто тебя?» А она на это: «Там кровь, там очень много крови, целые реки кровавые», и не может успокоиться от слез. И тут через несколько дней пришла плохая весть. В Шлиссельбурге при неудачной попытке переворота убили свергнутого Императора Иоанна Антоновича. Как всегда в России Императоров убивали бестолково, неумело, а потому особенно кроваво.
Имеется еще один из невероятных случаев, подтверждающий великий дар Ксении. Как то в один прекрасный день Ксения заглянула к Прасковье, той самой, которой подарила свой дом. Одинокая вдова Прасковья всегда мечтала иметь своих детей, а судьба распорядилась иначе. Вот и была она одна-одинешенька, а детей у нее так и не было. А Ксения сразу с порога к ней: «Ты тут сидишь, носки штопаешь, а не знаешь, что Бог послал тебе сына. Скорей беги на Смоленское кладбище». Прасковья ничего не поняла, но все же побежала. Путь с Петербуржской стороны проходил через весь Васильевский остров, а это немалое расстояние. Недалеко от кладбища она увидела толпу людей. Оказалось, что неосмотрительный извозчик сбил беременную женщину, которая, умирая, успела родить мальчика прямо на мостовой. Полиция упорно искала родственников несчастной, но все напрасно. Прасковья забрала ребенка себе и знала, что это дар Божий. Он вырос любящим, заботливым сыном, который стал ей надежной опорой в старости. Таких историй по городу ходило множество, менялись только персонажи, хватило бы на целую книгу, но оканчивались они весьма благополучно.
Идя по улице как-то раз, Ксения Блаженная крикнула в окно офицерской вдовы и ее дочки, засидевшейся в девках. Чего сидишь дома? Беги скорей на Охту, (река впадающая в Неву) там твой муж жену свою хоронит. Ну какой же нормальный человек мог понять, что хотела сказать юродивая? Только дело в том, что в народе она пользовалась огромным доверием, и обе женщины тут же побежали на Охтинское кладбище. Мама с дочкой увидели свежую могилку, на которой один молодой человек потерял сознание от своего горя. Мужчина оплакивал любимую жену, умершую от родов. Ну а спустя год, как и полагается по завершению траура, произошло все, как сказала Блаженная. Барышня вышла замуж за очень красивого и богатого вдовца. История получила красивую развязку, потому что жили они долго и счастливо.
После множества таких случаев, Блаженную Ксению стали считать одаренной великой помощницей и заступницей, особенно в делах, касающихся любви, семьи и детей. С годами расширялся круг, внутри которого Ксения будто считала себя ответственной за благополучие жителей, и уже знали её на Сенной, в Коломне, в литейной части города. А близ Дворцовой, несла свою круглосуточную, жертвенную службу. Она пристроила в кадетское училище детей бедной офицерской вдовы. Она чувствовала на себе большой груз ответственности, помогала: тушила пожары в домах бедняков, трезвых мастеровых обеспечивала выгодными заказчиками, честным чиновникам помогала продвинуться по службе и многое другое творила она своей силой, наделенной свыше.
И вот вдруг наступил печальный день, когда жители Петербурга остались без своей покровительницы. Когда нищую бродяжку везли в последний путь, от церкви святого апостола Матфея до смоленского кладбища, её провожали все жители города и окрестностей, траурная процессия растянулась по длинным улицам Петербурга.
После смерти люди не забыли Ксению, история о чудесных творениях жива и по сей день. После погребения прошёл слух, что земля с могилы блаженной чудодейственна, якобы дает здоровье детям, благополучие в семье, укрепляет материальное положение верующих. Тогда прихожане, просители стали по горсточке растаскивать могильный холмик. Пришлось положить каменную плиту, но это не помогло, по кусочкам растащили и его, за тем установили второй камень, который люди тоже разнесли по кускам как святыню. В середине 19-ого века поставили небольшую каменную часовню, а в начале 20-ого века, а точнее в 1902 году выстроили большую часовню.
Наследник престола, будущий император Александр Третий, в 1874 году тяжело заболел, врачи не надеялись на благополучный исход, но молитвы его жены и мешочек земли с могилы Ксении Петербуржской, положенный под подушку, сделали чудо. Цесаревич выздоровел. Через год у Александра и Марии Федоровны родилась дочь, её назвали Ксенией в честь Блаженной.
Шли годы, верующие по-прежнему боготворили свою покровительницу, но человеческое зло неискоренимо и пытается взять верх над неприкосновенным.
При советской власти был взорван храм святого апостола Матфея, где искала приюта Блаженная Ксения и где её отпевали. Троицкую церковь на смоленском кладбище в том же 1932 году разобрали на кирпичи. Да, жестокая ухмылка у этой истории, интересно было бы узнать, куда пригодились те самые кирпичи, помнящие руки юродивой. Могилу Блаженной зацементировали, часовню огородили забором и использовали по мере необходимости. В одно время здесь был склад лакокрасочных материалов, потом сапожная мастерская, даже как то располагалась мастерская по изготовлению стандартных гипсовых садово-парковых скульптур. Народный миф гласит, что всем новым хозяевам очень не везло на этом месте. Быстро портились краски, гвозди не хотели лезть в подметки, а девушки с веслом и пионеры с горном без видимых причин разваливались на куски. Одни задавали вопрос: зачем Блаженная вредничает, а другие находили этому другое объяснение, мол, место это намоленное. А тем временем народ все шел и шел, не имея возможности поклониться праху покровительницы города. Тогда люди придумали обряд, засовывали в щели забора записки с просьбами и молениями.
Очевидец, оказавшись здесь страшной зимой 1941 года, прекрасно понимал, что читать чужие письма нехорошо, но ветер вырывал записки отовсюду и разносил по округе и удержаться было трудно. Он прочитал некоторые из них: «Милая Ксения, устрой так, что бы я получила рабочую хлебную карточку на 250 грамм», « Дорогая святая Ксенюшка, моли Бога, чтобы немец не разбомбил наш дом на Малой Посадской 4 и чтобы мы не умерли голодной смертью», « Дорогая Ксения, проси Бога, чтобы он сохранил моего жениха шалопутного матроса Аркашку, чтобы он не подорвался на своем тральщике на мине в Финском заливе. Желаю тебе счастья в раю, крепко тебя целую Ксенюшка!». Такого содержания записок было очень много.
Блокадные жители Петербурга, обращавшиеся к Святой Ксение, немного ошибались, официально к лику святых угодников Божиих Блаженная Ксения Петербуржская была причислена лишь в 1988 году. А теперь, как и 200 лет назад, так и сейчас, к скорой помощнице Ксении Петербуржской идут люди каждый со своей просьбой и упованием. В настоящее время часовня на смоленском кладбище восстановлена. Здесь, как и в любой церкви, можно заказать молебен за здравие, за упокой души, но как и много лет назад не забыта старая традиция, можно и записочку оставить для Святой Ксении. Только говорят, что не стоит у нее просить чего-то для себя — лишь для родных и любимых.
А храмы в честь святой блаженной Ксении стоят уже в Канаде, в Финляндии, в Киргизии, а так же в Украине. В Киеве и Иркутске построены церкви при больницах, а в Саратове открыта церковь при тюрьме и это кажется символичным – где, как не в таких печальных местах, особенно нужна помощь заступницы и помощницы Ксении.
Эпилог: Жизнь пролетает моментально…
А мы, живем, как-будто пишем черновик,
Непонимая в суете скандальной, что наша жизнь — всего лишь только миг…