Чем опасны современные наркотики и как они отравляют жизнь целым семьям
Истинных масштабов наркобизнеса не знает никто. Но есть люди, которые ежедневно сталкиваются с этим миром. Хочу представить вам три взгляда на проблему наркотиков: правоохранительный, врачебный и материнский. Судите сами, чего стоит пресловутый кайф.
Взгляд первый: предотвращать и пресекать
Илья Иванов, старший оперуполномоченный отделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми ОВД администрации Железнодорожного района Витебска:
– Миксы, «соли», спайсы – со временем меняются не только названия и состав наркотических средств, но и способы их распространения. Кладки курьеры делают в самых разных местах города: в гаражном кооперативе, во дворе жилого дома, в подъезде, даже в почтовом ящике. Открывают интернет-магазины, где под видом продажи других товаров толкают наркотики. Кстати, нашумевшие в последнее время в соцсетях конфеты-земляники с психотропами – не что иное, как интернетная утка.
В 2015 году наблюдался пик преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: появились новые вещества и способы их реализации.
Сейчас идет тенденция снижения правонарушений, связанных с употреблением, хранением и продажей наркотиков: за 9 месяцев 2017-го нашим отделением было выявлено 57 преступлений, за тот же период прошлого года – 75.
В том числе благодаря изменениям в законодательной базе: в списки запрещенных включены многие новые наркотические средства и их аналоги, то есть видоизмененный наркотик. Кроме того, дают результат профилактические меры: беседы в трудовых, студенческих и школьных коллективах, взаимодействие с инспекциями по делам несовершеннолетних, педагогами, общественными организациями и другими заинтересованными лицами.
В учреждениях образования с нашим участием проводятся выездные судебные заседания с несовершеннолетними преступниками, куда приглашаем учащихся, чтобы те на примере сверстников видели, к чему может привести игра в крутых парней, сбывающих наркотики друзьям и знакомым.
Люди начали осознавать всю ответственность перед законом за преступления, связанные с употреблением, хранением и распространением наркотиков. Не так давно определена административная ответственность за хранение и распространение насвая (ст. 16.10 КоАП, штраф от 2 до 45 БВ в зависимости от массы препарата), который по законодательству не считается наркотическим средством, но оказывает на организм губительное действие.
Согласно Уголовному кодексу Республики Беларусь появление в общественном или на рабочем месте в состоянии наркотического опьянения (ст. 328 прим. 2) карается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до 2 лет, незаконный сбыт наркотических веществ и их аналогов (ст. 328 ч. 2, ч. 3) – лишением свободы на срок от 5 до 15 лет с конфискацией имущества или без нее. Таким образом, за решеткой по глупости можно провести свои лучшие молодые годы.
Самое сложное в деятельности старшего оперуполномоченного отделения по наркоконтролю, как признался Илья Иванов, – ненормированный график. Со всеми остальными трудностями блюстители закона справляются по мере их появления в рабочем порядке.
Взгляд второй: лечить и мотивировать
Олег Скобелев, врач-психиатр-нарколог Витебского центра психиатрии и наркологии:
– «Выпишите мне больше лекарств, таблеток не хватает. Может быть, и перестану колоться…» – самая распространенная просьба наркозависимых, которые приходят ко мне на лечение. За 15 лет работы наркологом слышал многое, на такие слова даже не реагирую.
Современные наркотики – это, без преувеличения, химическое оружие массового психотропного действия, если судить по их составу, способам и масштабам распространения. Миксы, спайсы, «соли», насвай – это не названия препаратов, а формы, в которой они изготавливаются.
Миксы и спайсы представляют собой смеси ароматических трав, пропитанных сильнодействующими особо опасными психотропными веществами. Используются для курения.
«Соли», которые наркоторговцы конспиративно называют солями для ванн, – это, как правило, синтетические психостимуляторы, аналоги амфетамина (в больших дозах способны привести к ишемическому инсульту, инфаркту миокарда, острой почечной недостаточности и др. – Прим. авт.). Принимаются в виде внутривенных инъекций или ингаляционно. Одно и то же вещество может распространяться как в виде микса, так и «соли».
Насвай – одна из рецептур жевательного табака. В его составе присутствуют гашеная известь, куриный помет, растительные масла. Имеет характерный запах куриного помета. Никотин, который содержится в измельченном табаке и быстро всасывается при жевании через слизистую полости рта (а это близко по воздействию к внутривенному введению), вызывает более сильное привыкание, чем курение сигарет.
Токсичные вещества, содержащиеся в курином помете, отравляют организм. Теоретически в насвае нет наркотических веществ, но некоторые «производители» могут их туда добавлять.
На организм каждого человека наркотики действуют по-разному. Одному достаточно единственной затяжки курительной смеси – и он падает в обморок, из-за сильной интоксикации даже умирает на месте. Либо наступает привыкание после первой же пробы.
Миксы и спайсы опасны тем, что при курении сложно угадать, маленькая это доза или большая. Передозировка может привести, кроме всего прочего, к состоянию острого психоза, когда человек становится опасным для себя и окружающих. У многих развиваются психические заболевания, например, шизофрения.
Самыми частыми причинами смерти наркоманов являются передозировка, самоубийство (по сути, таковым оно не является, это просто неадекватное отражение действительности, влекущее за собой гибель), убийство, гнойно-септические осложнения. Последние распространены среди наркоманов, вводящих наркотик внутривенно.
Как правило, в домах таких ловцов кайфа царит антисанитария, и через нестерильные шприцы в организм попадает инфекция, вызывающая воспаление и некроз тканей.
Этим летом молодая женщина после 10 лет свободы от наркотиков неожиданно сорвалась, попробовала всего пару раз уколоться «солями» – и у нее развился гнойный сепсис. Спасти ее не удалось. Незадолго до этого с тем же диагнозом поступили двое мужчин, один скончался, а у второго развился септический эндокардит с поражением сердечных клапанов – приобретенный порок сердца.
Самое сложное в работе врача-нарколога, поделился Олег Скобелев, – мотивировать больного не просто на лечение, а на полный отказ от пагубной привычки. Потому что многие срываются, как уже было рассказано, даже через 10 лет.
Взгляд третий: молиться и уповать
Валентина Ковалева, председатель общественного совета ВГО РОО «Матери против наркотиков»:
– «Помогите моему сыну!» – самая частая фраза, которую я слышу от матерей наркоманов. Женщины (это и матери, и жены) приходят в нашу общественную организацию, когда их близкие, попавшие в зависимость от наркотиков или алкоголя, доводят до ручки. Мне в течение года периодически звонила с мольбой мать алкоголика – спасите! Сын вынес из дома все: вещи, мебель, двери, окна. И при этом лечиться от зависимости не желает, не признавая у себя заболевания.
Женщины страдают вместе с близкими: сыновьями, дочерьми, мужьями. Говорят, мол, спасите заблудшие души. Но то, что они сами нуждаются в помощи, даже мысли не допускают. А живя рядом с таким человеком, они становятся созависимыми.
Эти два понятия – как близнецы, их нужно рассматривать в одном контексте. И если наркоману необходимо вмешательство и медиков, и психологов, то с родственницами тех, кто добровольно и заживо погребает себя в своей зависимости, приходится проводить серьезную психологическую работу.
В большинстве случаев, как показывает практика, к наркотикам прибегают дети избалованные, испестованные, чьи родители гиперопекой лишили ребенка собственной воли и не научили мыслить и относиться ко всему критически. У чада из благополучной семьи есть все необходимое: крыша над головой, вкусная еда, модная одежда, гаджеты по последнему слову техники. И все это в обмен на время, внимание и любовь, которые ребенок хотел бы получать от вечно занятых родителей.
Пустота в его душе, неуверенность в себе, неспособность противостоять соблазнам, неумение отвечать за свои поступки – все это толкает мальчишек и девчонок, а потом уже и молодых людей получать эйфорию в искусственно созданном мире, искать замену родительскому авторитету.
В нашей организации матери и жены наркоманов в составе группы проходят лечение от созависимости. Программа рассчитана на год, хотя многие пробуют уйти уже через месяц-два. Но за такой малый срок проблемы не искоренить, нужны годы, чтобы перестроить закостенелое мышление.
Не так давно одна женщина поделилась, что ее сын с наркотической зависимостью сказал ей: «Мам, ты как-то изменилась, ты другая». Он заметил в ней положительные перемены и сам пошел навстречу ей.
А вообще, на мой взгляд, в этой борьбе спасает вера. Я сама прошла все круги ада и обратилась к Богу. Никого не заставляю идти в церковь, это личный выбор, но с Божьей помощью сражаться с пагубными привычками несравненно проще.
В общественной организации «Матери против наркотиков» ждут всех, кто столкнулся с проблемой наркомании. Мы сотрудничаем с центром психиатрии и наркологии, направляем тех, кто готов лечиться, к специалистам, курируем семьи, отслеживаем их судьбу. Мы не оставляем людей наедине со своей бедой. Звоните по телефону в Витебске 8 (0212) 56-16-86 с 10 до 16 часов, вам помогут.
Самое сложное, с чем приходится сталкиваться Валентине Ковалевой, – убедить родственников, что созависимость такая же проблема, как и лечение от тяги к наркотикам и алкоголю. Нельзя лечить больного, находясь самому в таком же состоянии. Необходимо изменить свое отношение к проблеме, не окунаться в нее с головой и не забывать о себе, ведь душевные переживания сказываются и на телесном здоровье.
Вместо эпилога
Этот гордиев узел должен быть разрублен. И здесь необходимо работать по всем направлениям: в первую очередь задействовать семью, а затем уже ученические, трудовые коллективы. Ведь родным проще заметить какие-либо изменения в поведении близкого человека, и тогда помощь втянутой в опасный водоворот жертве и ее окружению оказать будет гораздо легче. Будьте внимательны друг к другу, берегите себя и своих любимых!