Windows 7 и JAWS – базовая часть для незрячих пользователей ПК

Рабочий стол

А теперь перейдём непосредственно к разбору понятия «рабочий стол». Это то же самое, что и в реальной жизни, скажем, письменный стол, на котором вы работаете. На рабочем столе Windows, также как на Вашем обычном столе Вы можете располагать то, что требуется Вам для работы. И, если на обычном столе у Вас пишущая машинка, калькулятор, словари и т. д., то на рабочем столе Windows — соответствующие программы, Кроме того, на столе могут располагаться разные документы, книги и т, п., соответственно, на рабочем столе Windows — это файлы и папки.

Так же, как в реальной жизни обычно не сваливают на стол все имеющиеся в доме инструменты и материалы, на рабочий стол Windows выносят только часто используемые приложения и файлы. Чем больше на столе предметов, тем сложнее добраться до каждого из них.

Программы, папки и файлы представляются на рабочем столе в виде небольших графических значков — пиктограмм и ярлыков, как правило, они снабжаются соответствующими текстовыми надписями.

Пиктограмма — это небольшой рисунок размером примерно в один квадратный сантиметр. В Windows принято с каждым файлом связывать такой рисунок-пиктограмму и давать файлу имя. Папка обычно рисуется пиктограммой в виде раскрытой жёлтой канцелярской папки.

Ярлык — это небольшой файл, в котором записан путь до файла, папки или программы расположенных в недрах компьютера.

Ярлык повторяет пиктограмму папки или файла, на который он указывает, только в левом нижнем углу дорисовывается небольшая чёрная изогнутая стрелочка в белом квадратике. Стрелочка символизирует, что ярлык указывает на какой-то другой объект.

Для того чтобы перевести курсор на рабочий стол, применяют комбинации «горячих клавиш», — Win + m и Win + d.

По выше приведённым командам курсор переходит на Рабочий Стол и выделяет синим цветом одну из пиктограмм и её название. При этом JAWS читает название выделенной пиктограммы.

А дальше мы можем перемещаться по ярлыкам рабочего стола вертикальными и горизонтальными стрелками, как на шахматной доске или по первой букве имени, не забывая на каком языке написано имя пиктограммы. Неплохую помощь оказывают клавиши Home и End, переводя курсор в начало и конец списка.

Выбрав пиктограмму, и нажав на ней Enter, можно запустить на выполнение программу, открыть файл или папку.

Если вы, перемещая курсор по ярлыкам, не расслышали его имя, нажмите «insert + стрелка-вверх» JAWS прочитает это имя повторно, а при двойном нажатии стрелки-вверх в этой же комбинации мы услышим название пиктограммы посимвольно

Главное меню операционной системы

Главное меню операционной системы содержит ярлыки установленных на компьютере программ и основные команды по настройке операционной системы.

Нажатие клавиши Win открывает главное меню «ОС», повторное нажатие закрывает и возвращает фокус курсора на прежнее место, где была нажата клавиша Win.

Если для закрытия главного меню «ОС» применить клавишу Escape, фокус курсора переходит на кнопку «пуск», которая тоже даёт доступ к главному меню.

На некоторых клавиатурах клавиша Win отсутствует и для перехода в главное меню нажимают комбинацию Ctrl + escape.

После нажатия кнопки Win фокус курсора находится в окне поиска, где ввод первых букв даёт быстрый доступ к любому приложению или настройке компьютера.

Например, при вводе первых букв «поч» нам предлагается почта «windows live», а при вводе «кон» нам предоставляется список, где вертикальными стрелками можно выбрать, «изменение параметров контроля учётных записей».

Через «окно поиска» можно найти документ по ключевому слову, а также электронное письмо, конечно, если почта храниться не на сервере.

Главное меню «OS» вертикальное и состоит из двух колонок. Перемещение внутри колонки осуществляем вертикальными стрелками, а переход на соседнюю — горизонтальными.

В первой колонке над «окном поиска» находится список часто используемых программ. Выбрав нужное приложение вертикальными стрелками и нажав Enter, мы запустим его на выполнение. Если же, выбрав программу, нажмём стрелку-вправо, то мы попадаем в список 20-ти документов, с которыми мы работали в последнее время.

В зависимости от предпочтений пользователя, список программ постоянно меняется. Редко используемые программы уступают место другим. И, если возникает необходимость закрепить программу в этом списке или удалить её, то выполняем следующие действия:

  1. Выбираем программу из списка;
  2. Вызываем контекстное меню;
  3. Находим команду «закрепить в меню пуск» или «изъять из этого списка», в зависимости от цели, и выполняем её нажатием клавиши Enter.

Аналогичные операции можно проделать и с документами в подменю часто используемых программ.

Над «окном поиска» расположено подменю «все программы». Термин подменю означает, что в этом пункте, для экономии места, собраны дополнительные пункты, объединённые схожестью назначения. Клавиша Enter или стрелка-вправо раскрывает подменю, а стрелка-влево — закрывает.

Так как меню циклическое, нажатие стрелки вверх из «окна поиска» переводит нас на пункт «все программы подменю», что ускоряет доступ к ярлыкам программ, установленных на компьютере.

Подменю «все программы» имеет древовидную структуру перемещение по основному уровню осуществляем вертикальными стрелками, переход на второй и третий уровни — стрелкой-вправо.

Если продолжать движение по второму уровню стрелкой-вниз, курсор переместится на основной уровень ниже расположенной программы.

Для запуска приложения из списка выбираем ярлык с названием программы и нажимаем Enter.

Через контекстное меню ярлык любой программы можно закрепить на «панели задач», что позволяет нам запускать приложения с помощью горячих клавиш, автоматически назначаемых «os». Подобную операцию мы уже проводили непосредственно на «панели задач» (см. раздел «рабочий стол).

Процесс закрепления программ на панели задач выглядит следующим образом:

  1. Идём в главное меню операционной системы, нажав клавишу Win;
  2. Выбираем ярлык программы, например, ms word. Для этого идём по пути — «все программы подменю», «Microsoft office закрыто», «Microsoft word»;
  3. Вызываем контекстное меню, в котором находим команду «закрепить на панели задач» и выполняем её, нажав клавишу Enter.

Для выхода из списка на основной уровень применяем клавишу Backspace и затем стрелку-влево.

Если стрелку-влево нажать в середине списка второго уровня, фокус курсора переместится на вторую колонку главного меню.

Нажатие клавиши Escape на любом уровне меню переводит курсор в «окно поиска». Повторное нажатие закрывает меню и устанавливает курсор на кнопку «пуск».

Для быстрого перемещения по главному меню используют клавиши-ускорители. Они переводят курсор на пункт меню гораздо быстрее, чем клавиши-стрелки.

Например, для быстрого перехода на пункт «сценарии» в меню «abbyy fine reader» необходимо:

  1. Нажать клавишу Win для входа в главное меню;
  2. Стрелкой-вверх перейти на пункт «все программы подменю» и раскрыть его нажав стрелку-вправо;
  3. Стрелкой-вверх подняться на основной уровень;
  4. Нажимая клавишу быстрого доступа «a» найти меню»abbyy fine reader» и раскрыть его нажатием стрелкой-вправо;
  5. В русской раскладке нажать клавишу быстрого доступа «с» для перехода на пункт «сценарии»;
  6. Стрелкой-вправо раскрыть пункт «сценарии» и выполнить выбранную команду, например, «сканировать в Microsoft word», нажав клавишу Enter. Выполнение вышеперечисленных операций только клавишами-стрелками приводит к большой потере времени.

Чтобы определить клавишу ускоритель, необходимо, находясь на пункте меню, нажать цифру «5» на дополнительной цифровой клавиатуре.

Для правильной работы клавиш быстрого доступа соблюдайте раскладку клавиатуры.

Во второй колонке, на которую переходим горизонтальными стрелками, находятся полезные папки и управляющие модули «windows».

Первые четыре строчки, это ссылки на персональные папки — «документы», «изображение», «музыка» и «игры».

Далее находится пункт «компьютер», это программа «проводник», дающая доступ к локальным дискам, где хранится информация.

По умолчанию значок «компьютер» отсутствует на рабочем столе. Для того чтобы он там появился, проделаем следующее:

  1. Выделим значок «компьютер» в главном меню «OS»;
  2. В контекстном меню выберем команду «отображать на рабочем столе» и выполним её, нажав клавишу Enter.

После пункта «компьютер» располагаются:

  • «Панель управления» даёт доступ к главному «командному центру» Windows, содержащему все ее настройки;
  • «Устройства и принтеры», позволяет увидеть все устройства, подключенные к компьютеру, воспользоваться одним из них или устранить неполадки устройства, которое работает неправильно;
  • «Программы по умолчанию», это новый пункт, который позволяет связать определенный тип документов с какой-то конкретной программой;
  • «Справка и поддержка» предоставляет доступ к подробному электронному учебнику по «Windows». Кстати, внутренними справочными ресурсами самой операционной системы можно воспользоваться, нажав функциональную клавишу F1 (помощь);
  • «Завершение работы разделенная кнопка». На этот пункт фокус курсора переходит при нажатии горизонтальных стрелок из «окна поиска».

«Разделённая кнопка» -новое понятие в операционной системе Windows.

Нажатие клавиши Enter на ней выполняет заявленную команду, а нажатие стрелки-вправо раскрывает дополнительный список команд.

В нашем случае, Enter выключает компьютер, а нажатие стрелки-вправо открывает меню с дополнительными вариантами завершения работы:

  1. «Сменить пользователя». Этот пункт необходим, только в том случае, если на компьютере создано несколько «персональных конфигураций», переключаться между которыми можно без перезагрузки компьютера;
  2. «Выйти из системы» — это «мягкий» вариант перезагрузки, при котором компьютер перезагружает графическую оболочку и дополнительные служебные программы;
  3. «Блокировать». При блокировке Windows прячет свой экран и все, что на нем находится, за «заставкой», и вернуться в рабочий режим можно, только набрав пароль своей учетной записи;
  4. «Перезагрузка». Перезагружать «Windows» приходится после установки некоторых программ… А также в том случае, если система начинает «капризничать»;
  5. «Сон». Этот режим позволяет при выключении компьютера сохранить в памяти все открытые окна и запущенные программы. Остаётся минимальное питание на процессор и оперативную память;
  6. «Гибернация» (зимняя спячка). При активировании данного режима содержимое оперативной памяти записывается на жёсткий диск, а компьютер выключается. При включении содержимое памяти восстанавливается, и пользователь может продолжить работу с того же места, на котором он остановился (остаются запущенные приложения, не сохранённые документы).