Привидения замка Ольшанского…

Маленькой точкой на карте мира выглядит республика Беларусь. Такое мнение может сложиться у тех, кто не знаком с культурой этой страны. Огромное количество живописных мест есть на этом небольшом кусочке земли. Кроме этого многовековая история оставила нам немало своих следов. Большое количество костёлов, церквей, замков и других архитектурно исторических таинств, которые до сегодняшнего дня не разгаданы и будоражат интерес белорусов, а так же туристов. Одно из самых таинственных мест находится в Гольшанах. Это — небольшой поселок в Ошмянском районе Гродненской области. Имя ему дал князь Гольша, который в свое время владел этими землями. Деревня Гольшаны находится на левом берегу реки Гольшанки. С тринадцатого по шестнадцатый века был частным поселением князей Гольшанских, а с семнадцатого века перешел во владение князя Сапеги. В четырнадцатом, пятнадцатом веках Гольшаны были центром удельного княжества в Великом княжестве Литовском, и играли значительную роль в экономической и политической жизни. Именно он и дал фамилию всему роду князей Гольшанских.
Замок был возведён на очень высокой красивейшей горе к северо-востоку от местечка Гольшаны. Род Гольшанских владел замком до начала шестнадцатого века. После  брака Елены Гольшанской с Павлом Сапегой, после чего замок перешел к роду Сапеги. И тогда они перенесли свои владения на берег речки Лусты (Жиганки). Замок, возведенный в начале семнадцатого века, повторяет нынешний замок и все изменения, которые произошли на протяжении нескольких веков. Если внимательно посмотреть, то это каменное сооружение отдалённо напоминает Мирский замок. Размеры его 88 на 95 метров, это прямоугольное сооружение замкнутого здания. Шесть башен по  периметру образуют двор.  В замке имелось множество жилых помещений, а так же хозяйственных построек. Главными защитными сооружениями были огромные земляные насыпи и водяные рвы. В двухэтажном дворце имелось множество подвалов. Планировка дворца анфиладная. Архитектура отличалась скромностью, но была богата отделкой интерьера. На потолках сводов было изобилие изысканной лепнины. В некоторых из покоев были выстроены колонны. Оконные проемы были расписаны, а потолки и камины украшала разнообразная лепнина. Всегда считалось, что Гольшанский замок самый красивый и выдающийся по архитектурной значимости. Это сооружение считалось лучшим на территории Белоруссии и Литвы. На протяжении долгого времени длилась борьба за религиозное первенство.
Павел Стефан Сапега изгнал из своих земель протестантов и пригласил в Гольшаны католический орден. После чего был построен монастырь и католический костёл, который был освящён 6 августа 1618 года в честь Иоанна Крестителя. Монастырь и костёл получили хорошие подарки: бочку рейнского вина, ризу, украшенную жемчугом и камень воска. А самый значимый и памятный подарок это колокол, на котором Сапега пожелал выбить надпись «Павел Сапега, владелец Гольшан, подканцлер Великого Княжества Литовского».
Простое здание костёла, с фигурным фронтоном в стиле раннего барокко  с легким остатком готики и ренессанса, отсутствие купола подчеркивает строгость средневековья. Орган в костеле не сохранился, но во время службы звучит фисгармония. Этот столетний   инструмент гораздо скромнее органа, а по своему звучанию похож на него. Сохранилось небольшое количество образов с ликами святых, которым традиционно поклоняются на территории Беларуси.
Гольшанский замок уже много столетий окружён мистическими легендами. Некоторые вправе считать, что это луцкие выдумки за много веков, но это право каждого. Многочисленные свидетели и записи архивов не дают поводов для сомнений, что в замке есть постоянные жители потустороннего мира. Ничуть не меньше тайн хранит в себе монастырь в Гольшанах, место сбывшихся проклятий. Привидения в Гольшанах связаны с одной хорошо задокументированной легендой о том, что неприкаянные души не рождаются сами по себе. В начале пятидесятых годов девятнадцатого века жителям Городища являлась Богородица. Как-то крестьянин Людовик Городецкий уснул у горы-городища и ему во сне привиделась красивая женщина, которая звала его за собой. Она появилась для того, чтобы показать крестьянину тайник, который находился в горе. Удержаться от такого соблазна, когда перед тобой тайник забит сокровищами, не под силу никому. Набрав за пазуху кучу драгоценностей, раздался голос «Погубил ты меня». И всё богатство превратилось в камушки. После того случая прошло немного времени, и в 1855 году таинственное привидение манило за собой восьмидесятилетнюю старуху. Женщина появилась в белом одеянии и в этот момент воздух наполнился множеством голосов. Она манила старуху к горе. Только пойти за женщиной не удалось —  помешал огромный колючий кустарник. В том же году похожая история случилась с Флорианом Стриевским. В том же месте мужчина заметил девушку в белом одеянии, плывущую по воздуху. Стриевский был сильно напуган, но все же получил команду следовать по дороге до креста и ни за что не оборачиваться назад. Не каждому земному человеку  дано побороть такой страх. Заметив что-то мелькнувшее позади себя, Стриевский от ужаса рухнул на землю. После этих случаев за Городищем закрепилось название: Божья похвала, или Белая гора.  Возможно, эти легенды уходят намного глубже в летопись времён. Именно из-за этого те же истории можно встретить в разных уголках земли в другой интерпретации.
Через 150 лет очевидцы сообщали, что видели некие фигуры непонятного происхождения в францисканском монастыре а так же его окрестностях. Такие же объекты были замечены и в замке, несмотря на то, что он находится от городища на большом расстоянии. Есть подтверждённые исторические факты, что когда-то на городище был деревянный замок, который был уничтожен пожаром, поэтому привидениям пришлось найти другое пристанище.
Имеется свидетельство настоящего времени, рассказывающее о необъяснимом факте. Как-то одна девочка, живущая в доме неподалеку от замка, проснулась ночью, и подойдя к окну, увидела над замком непонятное облако. Фигура напоминала танцующую балерину. На зов девочки мать вышла на улицу и увидела над замком действительно светящуюся балерину, которая в медленном танце кружилась над замком. Галина Чимбор, бывший младший научный сотрудник музея в Гольшанах, сама разговаривала с этой женщиной и дочкой. Очевидцы описали, что видели белокурую девушку в танце, на которую падал яркий луч. Потом очень медленно фигурка вместе с лучом начала медленно уходить в землю.
Ещё как-то под новый год художник-реставратор Сергиюс Ждановичус из Литвы вместе со своей женой увидели, как на них движется миниатюрный смерч. Сильно испугавшись, люди бросились бежать…
История с черным монахом не имеет за собой исторических подтверждений, здесь существует несколько мнений. Факты про черного монаха упоминаются только в произведениях Владимира Короткевича, писателя, посвятившему истории и тайнам Гольшанского замка всю свою жизнь. Все его наработки и фантазии остались в его произведениях. Достоверность существования черного монаха еще проверяются учеными исследователями.
В начале девяностых годов прошлого века началась реставрация францисканского монастыря. Во время работ в 1995-1996годахздесь  в руинах подвалов был найден скелет  человека. После этого события интерес к истории замка значительно возрос.
Как рассказывает директор Гольшанского музея, Чеслава Окулевич, в конце осени во время расчистки подвалов, рабочие нашли под одной из стен скелет девушки. Скелет с широко раскинутыми руками был повёрнут к центру зала. Строители обнаружили ее только лишь потому, что обвалился кусок стены. Директору они сообщили, что нашли скелет девушки из легенды. Ученые говорят о насильственной смерти: у жертвы были сломаны пальцы рук. Несчастная пыталась выбраться из каменного плена, но на это не было ни малейшего шанса.
По мнению врача, возглавлявшего медицинскую комиссию, тело принадлежало молодой женщине, на это указывает строение скелета и сохранившиеся зубы.
Все мы знаем что «Нет дыма без огня». Монастырь,  который освятили 6 августа 1618 года должен был быть построен в срок. Но при строительстве возникли проблемы — постоянно обрушалась одна стена. Все попытки улучшить состав раствора, успехов не приносили. Монастырь как будто требовал жертву. Чтобы не остаться без работы и получить зарплату в срок, рабочие решили замуровать в стене ту жену, чья первая принесёт обед своему мужу. Жертвой оказалась жена молодого каменщика, которую и похоронили заживо в проблемном участке стены. После жертвоприношения, больше обвалов не было, и монастырь достроили без проблем.
Эта легенда вышла на широкое общественное обсуждение только в начале двухтысячных годов, до этого о ней знали только историки, работники музеев и местные краеведы.
Зато сотрудники музея уверенны, что это чистейшая правда. Двое работников, собравших в коробку останки девушки, захоронили их на кладбище и собирались освятить могилу и отпеть убиенную. Но следующие событие нельзя назвать совпадением. Оба рабочих молодых парня очень скоро умерли по разным причинам. Где захоронены останки найти не удалось, но после извлечения скелета из-под стены, начался ряд мистических событий. В стене прорезалась огромная трещина, многие специалисты боялись, что стена не выстоит, но все в порядке, обвала не произошло. С тех пор по коридорам ходит призрачный силуэт девушки, которую можно услышать по легким шагам и вздохам. Очевидцы рассказывают, что в кабинете директора призрак можно встретить намного чаще. В Гольшанах до сих пор нет гостиницы, поэтому, когда приезжают археологи, журналисты, историки или кто-либо с целью изучения, то приходится размещать людей на ночь в кабинете директора.     Переночевавшие в кабинете рассказывают ужасающие истории. Две журналистки наяву столкнулись с призраком. Одна из девушек уже спала, а другая собиралась ложиться, как вдруг из сумерков комнаты начал вырисовываться силуэт девушки. Появившаяся фигура начала медленно раскачиваться в разные стороны, а комната в это время наполнилась сильным холодом и необъяснимым ужасом. Вдруг силуэт исчез так же неожиданно, как и появился. Спящая журналистка сразу же проснулась и заявила, что ей снился кошмар, и при этом она начала рассказывать всё, что происходило в комнате как своё сновидение. Ещё одна женщина, ночевавшая здесь, видела в оконном проёме силуэт женщины при лунном свете. Силуэт был настолько отчётливо виден, что прорисовывались куски истлевшего платья. Эта была стройная девушка с короткими волосами и грациозно вытянутой шеей. Рассказывают, что призрак лояльно относится к женскому полу, а мужчинам лучше ей не попадаться. Мужчины, которые ей повстречались, на утро из монастыря выходили полностью седыми. Один из археологов рассказывал, что призрак гонялся за ним всю ночь по коридорам, а он при этом потерял ориентацию во времени. Ему показалась, что вся ночь прошла за каких-то пол часа. Ни одному человеку не удалось снять на видео блуждающее привидение. Но все сходятся во мнении, что в монастыре есть  хроноаномалия. Здесь часы начинают сбиваться во времени, в среднем на 15 минут, а в электронных часах садятся батарейки. Местные жители Гольшан часто жалуются, что в часовых механизмах происходит сбой. В одном из подвалов учёные обнаружили также некоторые хроноаномалия — там время идёт быстрее. В том же подвале, по непонятным причинам была засвечена плёнка с важнейшими материалами для исследования. А в самом монастыре не раз срабатывали датчики, настроенные на обнаружение привидений.
Постоянной жительницей здесь является не только девушка, но и  «Чёрный монах», который почти всегда появляется на развалинах замка, и кроме визуального появления ничего не делает.
Как-то раз группа Белорусского телевидения хотела снять новогоднюю программу про Гольшанский замок и его привидения. Белую даму должна была играть актриса вместе с актёром, загримированным под чёрного монаха. Они вдвоём должны были пройти по стене и уже было сделано несколько дублей. Работа почему-то не заладилась, всё шло как-то не так. На стене актрису толкнул кто-то невидимый и очевидцы это видели. Она упала, сильно ударившись головой. Врачи, прибывшие на место накладывали ей швы. После этого вся съёмочная группа не на шутку испугалась. Всё шло так, как-будто их кто-то невидимый выгоняет с развалин замка.
Есть мнение что привидение девушки и белой дамы, это два разных образа, вторая гораздо старше.
Следующая история случилась несколько лет назад. Преподаватель техникума дал задание ученикам принести кирпичей. Ребята решили долго не искать, и в одном месте набрать эксклюзивного материала. Направились к замку и при разборе одной арки, на вид достаточно прочной, произошло обрушение стены. Один из парней погиб. После этого возникает вопрос: может это Белая дама защищает своё жилище?
Этот замок полон тайн и загадок даже без привидений. Все, что описывал Владимир Короткевич в своём романе про подземные ходы  это действительно правда. Все местные жители знают о существовании тоннеля от замка к монастырю. Длинна подземного тоннеля в пол километра, причём как рассказывают местные жители, ширина такая, что по нему можно проехать повозкой, запряженной лошадьми. Зная, насколько любили роскошь Сапеги, вполне возможно, что подземные ходы не отличались своим убранством от самого замка. И, возможно, их еще больше, чем мы думаем. В большинство подземелий попасть невозможно, потому что все они засыпаны для безопасности беспечных туристов.
Гольшанский замок объявлен национальным достоянием, поэтому его охраняют пикеты молодых добровольцев. В настоящее время самостоятельно попасть в подземелье не представляется возможным. Для научных исследований нужно получить специальное разрешение.
Эпилог: Чёрный замок всё стерпел:
Много крови, много тел,
Много ужаса и страха,
Много зла, страданий, праха.

До сих пор ещё стоит-
Холм родимый сторожит.
Если зло приходит вновь-
Здравствуй, ужас! Здравствуй, кровь!

Черный замок Ольшанский. Месяц ныряет в тучах.
Башни во мраке туманные видят сны о былом дремучем.
Слушают ветер промозглый, волчий вой на далеких равнинах,
Слушают, как на зубцах трепещут от страха осины.
У, как мертво и тихо! Тьма, как в тысяче хлябей болотных.
Тихо! Ты слышишь вдали в аркадах шаги бесплотные?
Полночью каждой такою в замке, что стынет от страха,
По галереям проходят дама с черным монахом.
В. Короткевич.

3 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *