Красный костел столицы Беларуси

В Беларуси много красивых мест и архитектурных строений, заслуживающих огромного внимания. Мы часто слышим их названия, но историю происхождения, как правило, не знаем. В центре белорусской столицы есть памятник архитектуры, который многие жители нашей страны, а также туристы называют «Красный костел».

История Красного костела – грустная, даже трагичная, романтичная и красивая. Его создание связано с перипетиями жизни семьи Слуцкого помещика, заслуженного и уважаемого члена Государственного совета по выбору, почетного мирового судьи, председателя Минского общества сельского хозяйства Эдварда Войниловича (1847 – 1928 гг). Этот замечательный человек  уделял внимание всем конфессиям, а именно подарил верующим Клецка синагогу и православную церковь. Красный костел, который в оригинале называется «Костел святых Симеона и Елены», тоже был построен на его средства. Идея на строительство костела у горожан появилась в 1897 году, но воплотить ее в жизнь с первого раза не удалось. И все же через несколько лет на углу минских улиц Захарьевской и Трубной власти города выделили участок земли под застройку. Спонсором проекта стал Эдвард Войнилович. Денег на застройку храма Эдвард и его жена Олимпия не жалели, так как костел задумывался не только в честь апостола Симеона и святой Елены. Эту святыню они решили строить в память своих детей Симеона и Елены, умерших от болезни. Их сын Симон, которому исполнилось всего 12 лет, умер в 1897 году. Дочь Елена скончалась шестью годами позже, не дожила до своего девятнадцатилетия.

Спроектировал прекрасное сооружение из красного кирпича варшавский архитектор Томаш Пояздерский при участии В. Маркони и Г. Гая. Существует трогательная история, будто незадолго до смерти Елена увидела во сне прекрасный костел и проснувшись нарисовала его по памяти. После ее смерти Томаш Пояздерский руководствовался именно этими набросками. Две небольшие шатровые башни в композиции появились в память о двоих умерших детях. Большая пятидесятиметровая четырехгранная многоярусная

башня с пологой двускатной крышей, расположенная с северо-восточной стороны фасада, олицетворяла родительскую скорбь.  Стены храма украшали большие окна  — розы. Витражи были выполнены по мотивам белорусских народных художественных традиций на основе рисунков художника Франтишка Бруздовича. Алтарь сделан из тесаного камня. В костеле играл большой меднотрубный орган, на главной башне звонили три колокола «Михаил» весом 2373 фунта, «Эдвард» — 1287 фунтов и «Симон» — 760 фунтов.  Плоскую нишу над главным порталом со стороны бывшей Захарьевской улицы украшал фамильный герб Войниловичей. В комплексе с костёлом построили каменную двухэтажную плебанию, а всю территорию огородили железной оградой на каменном фундаменте с кованными воротами. Горе и траур родителей вылились огромными слезами, а потом воплотились в историко-архитектурный памятник ставший жемчужиной Беларуси. В ноябре 1910 года костел освятил Минский декан, а уже к Рождеству 21 декабря он уже открылся для прихожан.

Все так прекрасно начавшееся, продлилось недолго. В 1923 году все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костел был закрыт в 1932 году. Сначала в нем располагался Государственный польский театр БССР, затем его переоборудовали под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения строения, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем дом кино Союза кинематографистов БССР и музей истории белорусского кино. В советское время здание подверглось перестройке. Появились пристройки на левом боковом фасаде; апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но не смотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970 году сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко.

Таким образом, в 1990 году костел святых Симона и Елены был возвращен Католической церкви. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. 27 сентября 1996 года кардинал Казимир Свёнтэк освятил установленную перед костелом бронзовую скульптурную композицию скульптора И. Голубева, символизирующую победу небесного воинства над силами тьмы. Архангел Михаил с распростертыми крыльями пронзает копьем ощеренную пасть крылатого змея — добро, как и должно быть побеждает зло.

В сентябре 2000 года недалеко от архангела Михаила был установлен мемориал «Колокол Нагасаки». В его основание заложены капсулы с землей из Иерусалима, японских городов Хиросимы и Нагасаки, а также из районов пострадавших от чернобыльской катастрофы. «Колокол Нагасаки» — точная копия колокола «Ангел» непонятно как уцелевшего после атомной бомбардировки 9 августа 1945 года. Такой подарок городу сделала католическая епархия Нагасаки. Так что зло все-таки не сдается и о том нельзя забывать.

В настоящее время Красный костел не только очень популярен среди верующих католиков, но и любим минчанами. Это духовный и прекрасный культурный центр. В так называемом нижнем костеле, расположенном под верхней базиликой, проходят спектакли и выставки. Собор также славится своими концертами органной музыки.

Во многочисленных статьях, посвященных Эдварду Войниловичу и истории Красного костела, практически невозможно найти сведений о месте захоронения самих детей – Симона и Елены. Есть сведения, что этих могил уже нет. Условно говоря, их унесло время, материализованное в не самые добрые поступки и бесчинства тридцатых годов; останки детей были бесцеремонно выброшены из склепа, и белокурая коса Елены горьким символом жестоко попранной и растоптанной любви и веры валялась под ногами.

И только теперь из Польши в Беларусь перевезли и захоронили перед Красным костелом останки Эдварда Войниловича согласно его желанию, высказанному перед смертью.

Эпилог: Почему-то мы вспоминаем о Боге только тогда, когда нам плохо

Вспомните о нем когда Вам хорошо.

А когда Вам будет плохо — Бог вспомнит о Вас.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *