Кража денежных средств с банковских карточек: «старое» преступление на новый лад

51Хищение чужих денег через банкоматы – преступление в наши дни распространенное. Причем по своей сути довольно примитивное. Обычно оно следует сразу за тем, как вор украдет сумочку или кошелек. Хотите верьте, хотите нет, но до сих пор хватает чудаков, которые прямо на пластике царапают ПИН-код

или кладут рядом записку с заветными цифрами. Пропускай через банкомат и снимай деньги. Однако нет правил без исключений. Вот и серия прокатившихся по Гродно съемов денег с карт-счетов горожан оказалась нетипичной. У потерпевших банковские карточки не пропадали, ПИН-коды посторонним они не сообщали, да вот только деньги со счетов испарялись…
Первым пострадавшим стал гродненец Валерий Никишин. Ночью на мобильный телефон ему пришло СМС-сообщение о снятии с его банковского счета свыше 14 миллионов рублей (события происходили до деноминации). Не понимая, что происходит, Никишин проверил портмоне. Банковская карточка находилась на месте. Дождавшись утра, бедолага прямиком направился в банк, где выяснил, что ночью со счета действительно была снята указанная сумма. Не понимая, как такое могло произойти, пострадавший поехал в милицию.
Сыщики нашли аппарат, с которого обналичивались деньги Никишина, и попытались взглянуть в глаза человеку, снимавшему их. Ведь все банкоматы оборудованы камерами видеонаблюдения. Однако не тут-то было. Камера хотя и запечатлела осуществляющую транзакцию личность, да вот только лицо скрывалось за маской с прорезями для глаз и рта.
Было возбуждено уголовное дело, а к разгадке тайны исчезновения денег подключились еще и оперативники отдела «К» областного УВД. Следователи восстановили хронометраж действий потерпевшего за несколько последних дней, чтобы найти зацепку к разгадке. Ведь становилось очевидным, что Никишин где-то засветил свою пластиковую карточку, чем в итоге воспользовался злоумышленник. Создал ее дубликат и заполучил доступ к компьютерной информации о банковском карт-счете, а потом обналичил деньги от имени законного держателя платежной карточки.
Раскручивая этот клубок, следователи и оперативники вышли на одно из городских увеселительных заведений, где Никишин отдыхал несколько дней назад. Основательно проверили весь персонал заведения и вызвавших подозрения клиентов, однако пришли к неутешительному выводу – этот след ложный. Попытались было проработать другую линию, но тут посыпались новые заявления о совершении в городе аналогичных преступлений. Это заставило взглянуть на ситуацию под иным углом.
Из числа почти 30 потерпевших больше других пострадал гродненец Максим Долгов. С его счета было похищено 25 миллионов рублей. Другие лишились меньших сумм. Суммарно общий размер причиненного гражданам ущерба составил почти 51 миллион рублей.
Обращало на себя внимание то обстоятельство, что обналичивание денег производилось в разных местах города и исключительно в ночное время суток. Причем во всех случаях камеры видеонаблюдения фиксировали человека в невзрачной одежде с наброшенным на голову капюшоном и скрытым под маской лицом.
Братья Игорь и Сергей Черняки
Выведением злоумышленников на чистую воду занялись профессионалы своего дела, два подполковника – начальник отдела по расследованию преступлений против информационной безопасности областного следствия Игорь Черняк и возглавляющий отдел «К» УВД его родной брат Сергей Черняк. Они лично принялись не только досконально выяснять обстоятельства пропажи денег с карточек каждого потерпевшего, но и сопоставлять их между собой. Выражаясь профессиональным языком, искали точку так называемой компрометации, а проще сказать – место, в котором абсолютно все потерпевшие осуществляли платежи с использованием своих банковских карточек. И такое место нашлось. Им оказалось кафе на окраине областного центра.
Эту точку общепита офицеры немедля взяли в проработку. Изучили режим работы, графики выхода персонала, записи камер видеонаблюдения и в итоге вычислили человека, через руки которого прошли абсолютно все расчеты клиентов посредством пластика. Им оказался 24-летний бармен Егор Жаров. Учитывая имеющуюся у него судимость за кражу, было принято разумное решение о задержании Жарова и проведении обысков по месту его жительства и работы.
Все следственные действия осуществлялись единовременно, чтобы исключить вероятность уничтожения следов сообщником Жарова, в существовании которого Черняки не сомневались. Грязные дела такого рода обычно не проворачиваются в одиночку, да и камера видеонаблюдения одного из банкоматов запечатлела сразу двух типов.
Операция «Двойной удар» прошла более чем согласованно. Едва на запястьях Жарова защелкнулись наручники, как тут же начались обыски. В результате в квартире Егора был изъят системный блок компьютера с программным обеспечением для считывающего устройства с пластиковых карт, а в кафе обнаружен лист бумаги с записями четырех ПИН-кодов чужих банковских карточек.
Таким образом, Жаров был надежно прижат к стенке неоспоримыми уликами. Оценив свои дальнейшие перспективы, он посчитал справедливым сдать подельника. Рассудил, что раз наживу делили пополам, значит, и отвечать вместе. Так появился второй подозреваемый – Иван Гущинский. Этот 27-летний парень ранее на криминальной ниве не отличился, что, впрочем, не давало повода для недооценки его способностей. Поэтому к задержанию Гущинского и обыску в его жилище силовики подошли не менее ответственно. В результате вскоре тот оказался в следственном изоляторе, а уголовное дело дополнилось еще одним веским доказательством – мини-диском с программным обеспечением для считывающих устройств, обнаруженным в квартире Ивана.
Осознав, что шансов избежать ответственности нет, арестанты сознались в содеянном. Идейным вдохновителем редкой формы криминального бизнеса оказался Иван Гущинский. Наделенный навыками компьютерной грамоты, он представлял, что для изготовления дубликатов банковских пластиковых карт требуется специальная считывающая аппаратура, в комплект которой входят заготовки для банковских карточек, так называемый белый пластик. Купили ее через интернет.
Один из кадров с видеокамеры банкомата
Разобравшись, что и как функционирует, Иван отправился к своему приятелю Егору Жарову. Тот работал барменом в кафе. Предложил ему при обслуживании клиентов незаметно копировать информацию с магнитных полос их банковских пластиковых карт на специальное портативное считывающее устройство, а также подсматривать и запоминать либо записывать вводимые клиентами ПИН-коды. Дальнейшее назвал делом техники. Обработку исходных данных в компьютере, копирование с помощью другого умного прибора похищенных реквизитов на магнитные полосы заготовок пластиковых карт и получение своего рода клонов чужих банковских карточек вменил в собственные обязанности. Ну а обналичивание в банкоматах денег при знании ПИН–кодов и соответствующей маскировке – не работа, а удовольствие.
Выслушав приятеля, стесненный в средствах Жаров дал свое согласие. При этом сообщники условились, что будут ударно работать до тех пор, пока не появится с полсотни дубликатов банковских карт, которые затем можно будет единовременно обналичить и затаиться.
Егор орудовал, как заправский фокусник. Получая от клиентов кафе для расчета пластиковые карточки, незаметно чиркал ими не один раз, а два. Первый – по стандартному терминалу для расчета за заказы, а второй – по спецустройству для считывания информации. Потом подсматривал вводимые клиентами ПИН-коды и записывал их на бумагу. В конце рабочей смены передавал сведения о 4–7 карточках Гущинскому…
По результатам расследования уголовного дела сообщникам было инкриминировано хищение имущества путем введения в компьютерную систему ложной информации, совершенное по предварительному сговору группой лиц, повторно, в крупном размере и сопряженное с несанкционированным доступом к компьютерной информации.
Суд признал Жарова и Гущинского виновными и приговорил первого из них к трем, а второго к трем с половиной годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима и с конфискацией имущества.
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *