Готовится законопроект по гармонизации контроля бизнес-сферы
Бизнесу хотят дать больше свободы, меньше контролируя добросовестных коммерсантов. Так перед заключительным заседанием тематической подгруппы обозначил суть готовящегося законопроекта по гармонизации контроля бизнес-сферы первый зампредседателя Комитета госконтроля Иван Романович. Он же является членом рабочей подгруппы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.
Предложения в проект нормативно-правового акта должны быть внесены до 20 марта.
– Тематическая подгруппа уже выработала конкретные решения, реализация которых позволит существенно снизить проверочную нагрузку на субъекты хозяйствования, усилить аналитическую и профилактическую составляющие деятельности контрольных и надзорных органов. А также сократить количество органов и организаций, уполномоченных назначать проверки и исключить ряд дублирующих сфер контроля и надзора, – перечисляет новации Иван Романович.
Чтобы не отвлекать то и дело проверками добросовестных руководителей, предлагается исключить плановые проверки и перейти на выборочные. При этом будут усовершенствованы риск-ориентированные подходы в организации контрольно-надзорной деятельности в целом. Также детально пересмотрены основания для назначения внеплановых проверок – из перечня удалены связанные с оценочными категориями основания, которые создают лазейки для их назначения. Возможность назначения внеплановых проверок предусмотрена при наличии достоверной информации о нарушениях, возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства.
Предлагается также перепрофилировать работу служб ведомственного контроля на внутренний аудит подчиненных организаций. Повышаются и требования к назначению проверочных мероприятий по поручениям правоохранительных органов. Преимущественно это будут проверки по возбужденным уголовным делам. А вот те, что пока находятся в производстве органов уголовного преследования и судов, полагают, должны назначаться в исключительных случаях руководителями республиканских органов и только если факты совершения преступлений документально подтверждены.
В системе контрольно-надзорных органов КГК отводится ключевая роль – координатора и главного контролера, говорит Иван Романович:
– Предлагается возложить на КГК обязанность контролировать требования Указа № 510 как контролерами, проверяющими финансово-контрольную деятельность, так и надзорными органами. Для того чтобы наладить взаимодействие госорганов в сфере контроля (надзора), а также предусмотреть возможность участия в этом бизнес-сообщества, предлагается создать при КГК соответствующий межведомственный совет. Вместе с тем комитет берет на себя дополнительную функцию по рассмотрению жалоб проверяемых субъектов хозяйствования на обоснованность назначения проверок.
Подгруппой подготовлены и другие новшества, призванные максимально снизить проверочную нагрузку на предприятия и организации всех форм собственности.