ВСТРЕЧИ С МУЗЫКОЙ. ВИТАЛИЮ КОНСТАНТИНОВИЧУ РОДИОНОВУ — 70! ГРОДНО
Гродненская городская организация ОО «БелТИЗ» сердечно поздравляет Виталия Константиновича Родионова с юбилеем!!!
Познакомимся с этим интересным человеком поближе.
Родился 21 июня 1946 года в г. Волковыске Гродненской области.
Окончил среднюю школу, с 1964 по 1968 год учился в Гродненском государственном музпедучилище на музыкальном отделении, после чего продолжил образование в Белорусской государственной консерватории им. А.В.Луначарского на композиторском отделении.
Свыше 40 лет преподавал сочинение музыки в различных музыкальных учебных заведениях: Гродненском и Лидском музучилищах, Гродненской, Лидской, Волковысской, Порозовской, Лунненской, Индурской, Вертелишковской детских музыкальных школах. Под его руководством более 200 детей и юношей Гродненской области приобрели основы композиции, 27 учеников поступило на композиторское отделение Белорусской государственной академии музыки и Санкт-Петербургской консерватории. Среди них лауреат Государственной премии Республики Беларусь Андрей Бондаренко, лауреаты международных конкурсов композиторов Евгений Поплавский, Ольга Подгайская, Константин Яськов, Евгений Ларионов, Нина Ролик, Вероника Швец, Динара Мазитова, преподаватели Белорусской академии музыки и музыкальных колледжей. В частности, его ученик гитарист и композитор Валерий Живалевский занимает должность профессора в Белорусской академии музыки.
В 1992 году Виталий Родионов создал Международный конкурс юных и молодых композиторов им. Ю.В. Семеняко. В 1994 году возглавил ассоциацию композиторов Гродненщины.
В его творческом багаже три оперы («Сильное чувство» по одноименному киносценарию И. Ильфа и Е. Петрова, «Преждевременный человек» по неоконченной пьесе «Яков Богомолов» М. Горького, «Дуэль» по стихотворной поэме В. Сорокина), более 50 романсов на стихи зарубежных, русских, советских и белорусских поэтов. Его музыка исполнялась в Беларуси, России, Украине, лауреат международного конкурса композиторов творческих работ в номинации «Композиция» в Москве. Им было опубликовано свыше 300 статей о музыке, 5 книг, в том числе: «Музыкальная Гродненщина», «Гитара в классической и современной литературе», «Под сенью мудрости», «В цветущих садах любви», «Великая – нежная» (2500 высказываний о любви и счастье).
Недавно он завершил книгу «Композиция», в которой обобщает свой многолетний педагогический опыт. В будущем он надеется опубликовать книгу «Пансофия», в которую войдут его высказывания о великих людях.
Родионов В.К. – член Союза писателей Беларуси, Союза композиторов Беларуси, Белорусского союза музыкальных деятелей.
Мы имели удовольствие побывать в гостях и побеседовать с Виталием Константиновичем лично. Интересный разговор передаём в виде небольшого интервью.
— Что бы Вы посоветовали молодому поколению музыкантов?
— Молодым людям, которые хотят заниматься сочинением музыки, я бы посоветовал проявлять больше настойчивости, слушать классическую музыку, посещать концерты, обратиться к серьёзной литературе, читать классические произведения русской литературы и других европейских народов, повышать свой культурный уровень, знакомиться и с другими видами искусства — живописью, скульптурой, архитектурой, интересоваться философией. Короче говоря, композитор должен быть всесторонне развитым человеком. Это непременнейшее условие, чтобы создавать музыку, интересную и красивую для людей.
— Что Вы считаете наиболее важным в жизни?
— Наиболее важным моментом в жизни я считаю тот, что молодой человек должен обзавестись семьёй, чтобы у него была понимающая жена, чтобы у него были дети, но при этом, чтобы семейные отношения не мешали его творчеству. Так редко бывает, но в среде образованных людей так бывает чаще. И жёны понимают своих мужей, позволяют им заниматься творчеством и как-то отстраняться от бытовых проблем. Если же жена будет говорить: «Зарабатывай деньги и брось свою композицию», то композитор не состоится . Поэтому желательно, чтобы семейные отношения и творчество находились во взаимодополняющей связи.
— Чем и кем Вам гордитесь?
— В своей педагогической работе я воспитал немало композиторов, из них 27 человек поступило на композиторское отделение Белорусской государственной академии музыки.
Другие мои ученики, которые не обучались на композиторском факультете, также активно сочиняют музыку. Среди них есть не только граждане Беларуси, но и России, Польши, Германии, Франции, Англии.
Я горжусь своими учениками, которые стали лауреатами Государственной премии Республики Беларусь, лауреатами всемирных композиторских конкурсов. Это Андрей Бондаренко из Гродно, Евгений Поплавский из Порозово, Ольга Подгайская и Динара Мазитова из Лиды. Горжусь теми учениками, которые уже работают в Белорусской академии музыки, их 7 человек.
С другой стороны, я не совсем доволен своим педагогическим методом, ибо благодарность от своих учеников я не всегда чувствую, иногда позвонят, поздравят с Днём рождения, и на этом заканчивается их общение со мной, хотя многих из них я вёл по стезе композиции в течение 10-15 лет. Педагогический процесс двоякий. С одной стороны, благодарны. С другой стороны, неблагодарны. Это касается почти всех педагогов, когда их ученики часто забывают о своих учителях.
— Что бы Вы хотели изменить в своей жизни?
— Я думаю, что я много допустил ошибок в молодости, потому что у меня не было учителя, руководителя, который бы меня предостерегал от тех ошибок, которых я совершал. Поэтому мой творческий путь, в общем и целом, оказался не совсем удачным. Если бы у меня был наставник, то были бы другие результаты. Если бы я мог прожить заново, то я бы был более сдержан, вдумчив, осторожен в своих поступках. Я бы приобретал знания с большим усердием, ибо мы все, по существу, выходцы из деревень, посёлков и небольших городков, где это делать было труднее, чем в больших городах. Например, я о музыке узнал только в 13 лет. Как такое может быть? 13 лет — это уже возраст. Одна из моих учениц в 9 лет уже оперу написала, а я в 13 лет узнал, что на белом свете существует музыка. Это никуда не годно. Но мне тогда пришлось предпринимать много усилий и усердно заниматься. Я играл по 3 часа в школе-интернате, а иногда и по 5 часов, а летом и по 10 и по 13. Это огромные усилия, которые принесли свои плоды. Но не каждому человеку это доступно, не у каждого человека может быть такая воля, чтобы заниматься 10 часов.
— У нас специализированный сайт, который читают и слушают разные люди. Многие из них инвалиды по зрению. Хотелось бы услышать от вас, какова основная мотивация для жизни и работы, как для молодых людей, так и для потерявших зрение в более позднем возрасте?
— Желание принести людям пользу помогает избирать различные специальности и совершенствоваться в этих специальностях. Музыка, педагогика,в области медицины — массаж. В современном мире получили развитие правоведение, банковское дело и другие консультационные услуги. Новые технологии позволяют использовать компьютер и при помощи его работать, не выходя из дома или находясь в любой точке мира.
— Спасибо большое за увлекательную беседу. И ещё раз поздравляем Вас с юбилеем!!! Ваш непростой жизненный путь для всех нас является примером несгибаемой воли к жизни и творчеству, образцом мужества и силы духа. Ваши многочисленные ученики, а также Ваш музыкальный, педагогический и творческий талант – это плоды труда высокого профессионала в сфере образования и культуры Беларуси. Примите искренние пожелания здоровья, бодрости, оптимизма и вдохновения. С ЮБИЛЕЕМ!