Слепого писателя из Гродно читают в интернете 70 тыс. человек
Впервые увидев аккуратного седовласого Виталия Родионова в чёрном костюме и винного цвета бабочке, никогда не подумаешь, что он давно живёт совсем один и к тому же ничего не видит.
— Проходите, можете тапочки обуть, они рядом с табуретом стоят, — говорит Виталий Константинович, приглашая в свою однокомнатную квартиру на Девятовке, в районе, специально оборудованном для незрячих людей.
Виталий Родионов раньше жил в центре. Однажды на Замковой улице его сбила машина. Пострадало и без того слабое зрение. Перенёс несколько операций на глазах, но не помогло — совсем перестал видеть.
— Трудно было научиться ориентироваться на улице, — говорит Виталий Константинович. — Я могу выйти в магазин и обратно — около дома хорошо ориентируюсь, но на это ушло несколько лет. Больше нигде один не гуляю — много людей и машин.
Говорит, что истории, дескать, после потери зрения обостряются слух или осязание — не более чем выдумки. Пенсионер сам готовит, убирается в квартире и ставит себе уколы. Труднее всего было заново освоить компьютер и письмо. Клавиатура озвученная, но отправить электронную почту не получается — нужно нажать много клавиш, а это запутывает. Непросто далась и азбука Брайля, которой пользуются незрячие. Например, нотная грамота для обычных людей занимает одну книгу, но незрячему её не прочитать. Поэтому ноты тоже записывают шрифтом Брайля. Правда, занимают они уже четыре тома.
Авария перевернула жизнь Виталия Константиновича. Несмотря на это, он, как и прежде, продолжил заниматься музыкой, преподаванием и писательством. Даже после потери зрения ездил в Лидскую музыкальную школу, чтобы учить детей композиции, сочинению музыки. Вспоминает, как сам добирался до вокзала, покупал билет, а в Лиде его встречали ученики. Дети не пользовались положением своего незрячего учителя, на уроках хуже себя не вели.
Недавно Виталий Константинович получил гран-при на одном из музыкальных конкурсов в Москве, представив оперу «Дуэль». Затем её исполнил минский камерный оркестр. За это произведение жюри конкурса наградило Виталия Константиновича призом в тысячу долларов.
— Деньги отложил. На них смогу опубликовать свои книги, — объясняет пенсионер. — У меня уже есть пять сборников. Готовлю ещё столько же.
Несколько лет назад он перенёс инфаркт, ездить по школам стало тяжело, и от преподавания пришлось отказаться. Зато появилось больше времени для творчества. Получает минимальную пенсию — триста рублей. На сто рублей живёт, двести — откладывает на издание книг. Чтобы выпустить одну тиражом в пятьдесят экземпляров, нужно почти две тысячи рублей. У его произведений нет традиционного сюжета, завязки и развязки. В основном это максимы о культуре, искусстве, жизни, размышления о прослушанных музыкальных произведениях и прочитанном. На его компьютере почти двести тысяч озвученных книг. Большинство из них он уже прослушал. Виталий Константинович шутит, что это почти целая областная библиотека.
На кровати лежат черновики — листы, испещрённые мелкими точками. Сначала накалывает текст на бумаге, потом перепечатывает на компьютере. Многие свои вещи публикует в интернете на сайте proza.ru. Там его читает больше 70 тысяч человек. В день — по сотне посетителей.
Чтобы опубликовать тексты, приходится звать человека, который размещает их за 2 рубля, говорит автор.
Одной из первых в сеть перекочевала книжка «В цветущих садах любви». «У каждого человека есть ангел-хранитель, но у того, кто влюблён, их несколько, — пишет Виталий Константинович. — Любовь не обличает, не осуждает, не казнит. Любовь — это нежность и ласка, льющаяся с Небес. Любовь — это прижизненное воскресение души и тела. Любовь — это гимн жизни в лучах бессмертия. Любовь — это тропинка в вечность». В сборнике «Великая — нежная» можно отыскать больше двух тысяч афоризмов о любви. Признаётся: — Сам я человек кабинетный, каково это чувство в жизни — не знаю. Когда ослеп, жена ушла от меня. Сборник составил по прочитанным книгам.
Сейчас работает над книгой для педагогов и начинающих музыкантов «Композиция». В неё, помимо рассказа о своём опыте, войдут рассуждения о редких операх. Раньше композитор писал в газеты о гродненских концертах. Многие его статьи вошли в книгу «Музыкальная Гродненщина».
Говорит, осталась мечта написать труд о всеобщей мудрости — пансофию. В нём о каждом великом человеке будет сказано одним афоризмом.
Статья взята из газеты «Вечерний Гродно», автор Маргарита Гамина
http://vgr.by/home/society/25313-slepogo-pisatelya-iz-grodno-chitayut-v-internete-70-tysyach-chelovek